«Тема новой, уже 12-й книги Игоря Смилевца «Ледовый капитан» вполне ожидаема – это Арктика и «саратовский след» в Арктике, – пишет в предисловии к книге Александр Бурмистров, член Союза писателей России. – Но на этот раз речь идёт не только о судьбе легендарного человека – Михаила Яковлевича Сорокина, нашего земляка, ледового капитана, трижды награждённого орденом Ленина, посвятившего 56 лет жизни работе в арктических морях.
Книга И. Смилевца сугубо документальна и как бы не подразумевает эмоций, но отдельные эпизоды настолько драматичны, что далеко не каждое художественное произведение достигает такого накала.
Будни ледовых проводок и вообще плавания в арктических льдах – это ежеминутная борьба со слепой стихией, с многометровыми льдами и «многоэтажными» торосами, это многомесячный ледовый плен и дрейф в неизвестность, это шторма, когда вместе с волнами суда атакуют обломки льдин. Для обычных транспортных судов, которые проводятся сквозь ледовые поля ледоколами, все эти арктические перипетии воспринимаются как сильнейший стресс, но всё-таки разовое «приключение». Ледоколы же постоянно находятся в гуще событий, на пике риска и ответственности.
А в годы военных действий (Михаил Сорокин принял участие в четырёх войнах!) морские плавания, особенно в Арктике, – это вообще за гранью: к природной стихии добавляется «смертельная охота друг за другом», и у экипажей в случае подрыва на мине или прямых атак чаще всего нет шансов на спасение.
Нельзя не поражаться мужеству экипажей ледоколов, в том числе «Ермака» под командованием Михаила Сорокина, которые во время Великой Отечественной войны под фашистским обстрелом прямой наводкой с берега, под авиабомбами проводили по замёрзшему Финскому заливу суда с грузами для блокадного Ленинграда. Ледоколы были изрешечены снарядами, но продолжали свою работу…
А когда читаешь главку «Как погибал «Ермак», в горле встаёт ком. Погибал он не в бою: его за все заслуги, за 65 лет безупречной службы просто-напросто… приговорили к утилизации. Этот ледокол был связан с такими именами, как вице-адмирал С. О. Макаров, учёный Дм. Менделеев, академик А. Н. Крылов, изобретатель радио А. С. Попов, нельзя не упомянуть его легендарных капитанов М. Сорокина и В. Воронина – и на слом…
В Ахмате – родном волжском селе Михаила Сорокина, ничего не напоминает о человеке, которым можно и нужно гордиться, там тоже прошла «утилизация». Но в Арктике и Антарктике его «помнят» острова, названные его именем. Льды Северного Ледовитого океана в «рабочем режиме» покоряет ледокол с гордым именем «Капитан Сорокин»… И «Ермак» остался в памяти в географических названиях: именем ледокола названы острова, бухты, проливы…
Вот и новая книга тоже как своеобразный памятник покорителям Арктики, у которой большое будущее. И этого будущего не было бы без М. Сорокина и других ледовых капитанов, без гидрографов, которые исходили каждый её уголок (им была посвящена предыдущая книга И. Смилевца), без полярных станций на диких арктических берегах и дрейфующих льдах, без полярной авиации, без экспедиций Нансена, Толля, Дежнёва и Седова (о них тоже рассказывал И. Смилевец в своих книгах), без первых ледоколов «Ермак» и «Красин», без «Челюскина» и многих-многих других.
Александр Бурмистров,
член Союза писателей РФ,
бывший полярник