Саратовское РО ООО «Союз писателей России

Деятельность

В этом году литературный конкурс, посвящённый Великой Победе, вызвал отклик школьников и студентов-первокурсников, объединённых одной общей идеей, одним стремлением – сохранить память о своих родных.

Даже в том случае, если речь идёт о давно ушедших людях, о которых сегодняшние семнадцатилетние знают лишь из рассказов и семейных преданий. «Фронтовик в моей семье» – так назвала студентка Саратовской государственной юридической академии Альбина Гарипова, призёр конкурса в рубрике «Публицистика», свой очерк, и это название вполне выразило лейтмотив всего этого сборника.

Альбина пишет: «Мой прадед, Галин Сулейман Ягудович, родился 15 мая 1918 года в селе Саитбаба республики Башкортостан. После окончания школы поступил на рабфак в Уфе, где готовили учителей. В 1936 году приехал в родное село, начал работать учителем начальных классов. Но в октябре 1938 года его призвали в армию, он попал на Краснознаменный Балтийский флот в городе Ленинграде, где в течение трех месяцев проходил обучение, и уже в 1939 году участвовал в Финской войне. В 1940 году, после образования Северного Флота, был переведён в город Мурманск». В подробности этих фактов, во внимании автора к судьбе своего прадеда, к событийной канве его жизни – скрыт не просто живой интерес правнучки к прадеду. Здесь дело в большем. Здесь, на наших глазах, срастаются узлы и узелки поколенной связи: дело не в «интересе к биографии», а в трепетном сбережении памяти.

Бессмертный полк понимается авторами сборника именно как возможность знать и помнить, как повод углубиться в историю своей страны, а значит – своего рода-племени. Интересно: не общие слова на первом месте, не марш ради марша, не громкие заверения, а тихая внутренняя работа, попытка разобраться самостоятельно что к чему, желание лучше узнать былое. «Составляя своё генеалогическое древо, – рассказывает студентка СГЮА Кристина Куксина, – я узнала историю моей прабабушки – Пелагеи Андреевны Набойщиковой. Она, будучи семнадцатилетней девушкой, бесстрашно воевала с фашистами». А началось всё в день несостоявшегося выпускного, когда Пелагея Набойщикова, будущая отважная зенитчица, которой суждено будет участвовать в Курской битве, освобождать Варшаву, оставить свою подпись на стенах Рейхстага, приписала себе пару лишних лет в метрике, чтобы уйти вскоре на фронт в рядах добровольцев.

Да, память не абстрактна, не всеобща, не на всех одна, но у каждого – своя, неповторимая. «В моей семье есть реликвия – тетрадь моего прадеда, фронтовика, который участвовал в освобождении нашей родины от фашистов. Мы часто перечитываем записи прадеда, перелистываем пожелтевшие от времени страницы». Студентка СГЮА Татьяна Жеребкова обращает наше внимание на семейную реликвию, тетрадь фронтовика, её прадеда. И как бы предлагает читателям полистать записи прадеда с ней вместе, а заодно подумать-вспомнить: нет ли и в моей семье похожего документа – письма, дневника, тетради… Почти в каждой семье – есть, ведь война коснулась своим чёрным крылом каждого дома.

Безусловно, тема памяти проходит сквозь весь сборник красной нитью. Память это не только и не столько былое, не столько обращение к прошлому, сколько – к сегодняшнему, к завтрашнему. Реалии таковы, что разговор о войне, отходящей всё дальше и дальше к прошлому, превращается в разговор о мире – во всех значениях этого слова. Какой он, сегодняшний мир, какое место занимает в нём человек памятливый, не желающий менять свою историю, не признающий переписывания исторических фактов? Память – это борьба, это сфера борьбы за умы и души. «Известный русский актёр театра и кино Василий Лановой, приехав в Европу, постоянно слышал от журналистов: «Что вы в России со своей Победой носитесь? Вот мы уже забыли». Лановой спросил, в свою очередь: «Сколько дней ваши страны сопротивлялись Гитлеру?» Журналисты молчали. Актёр продолжил: «Польша была завоёвана за двадцать восемь дней, и за те же двадцать восемь дней в Сталинграде фашисты смогли захватить всего несколько домов… Вся Европа покорилась за три месяца. И освобождать её пришлось нашим солдатам. Миллион жизней советских солдат были отданы за освобождение Европы от фашизма…» Так ведёт свой публицистический рассказ Наталья Шумилкина, вскрывая сложную проблему отношения к историческому былому, проблему переписывания истории. Наталья считает, что «главное, вдохновляющее и восхищающее нас в героях Великой Отечественной, – это их безмерная любовь к своему государству, к своему отечеству, их бесстрашная готовность отдать жизнь за свою родину. Но что такое государство? Ведь это не абстрактное понятие, это земля, небо, вода, это улочки твоего детства, это память. Да, государство – это память, как, может быть, ни странно. А значит, чтобы государство развивалось, росло, чтобы крепли в мире его позиции, мы должны не быть забывчивыми, должны помнить».

Вопрос об исторической, поколенной и личностной памяти перекликается в сборнике с другой важнейшей темой – темой ответственности государства за благополучие ветеранов. Очень серьёзная, между прочим, социальная проблема, имеющая морально-нравственный подтекст. «К великому сожалению, – приходит к выводу Илья Пенкин, – у нас принято вспоминать о ветеранах лишь в праздник Победы, 9 мая. Конечно, это всё замечательно – парад военной техники, цветы, громкие слова признательности и уважения, заверения в любви… Увы, этот день не равен целому году. И в серенькие будни, после всех парадов и фейерверков, людям, благодаря которым наша страна одолела врага, приходится чаще выживать, а не жить». Илья задаётся таким вот остропублицистическим вопросом: «Они сражались за родину, за нас с вами, но кто сразится за них?» Тревогу Ильи разделяет не только жюри конкурса, но и многие читатели – приз зрительских симпатий яркое тому подтверждение.

Несколько иную огласовку получает проблема памяти и отношения к истории в неравнодушном, написанном в своеобразном угловатом стиле, очень-очень искреннем и сильном по чувствам эссе Анжелы Зининой. Анжела говорит о наболевшем прямо: «Сейчас, когда, в преддверии праздника, на улицах города появляются машины, украшенные символикой победы, я не понимаю, как реагировать на это. На мой взгляд, многие люди не понимают даже, зачем они это делают. Скорбь и гордость внутри нас. Все те, кто едут по городу с наклейками «1941-1945. Можем повторить», вызывают у меня стыд. Что они хотят повторить? Многомиллионные потери? Я бы хотела, чтобы каждый из них хотя бы один день провел, стоя просто под дождем. Не видя смертей, не роя окопов. Просто пусть помокнут. Война – это не просто парад на 9 мая и салют в конце вечера. Это горящие люди, оторванные конечности и поломанные жизни». Сильно сказано, взволнованно, честно. Да, Анжела, когда былое превращается в символы, это всегда больно. Речь ведь о живых людях, для которых война стала страшным испытанием. И я соглашусь с тобой – не знаю, как реагировать на бессмысленные надписи и бравады. Наверное, так, как ты – по-человечески.

Человечностью, мягкой вдумчивой интонацией, пытливостью ума отличается и блестящий очерк Екатерины Астаховой о герое Великой Отечественной – Вольдемаре Карловиче Венцеле. Прекрасно владея выразительностью слога, всегда знакомясь лично с фактурой своих материалов, Астахова пишет на высочайшем профессиональном уровне, пишет так хорошо, что любая её статья может украсить страницы областных и всероссийски известных СМИ. Не случайно именно Екатерина стала обладателем гран-при в номинации «Публицистика». Вот, почитайте, вникните вместе с автором в перипетии судьбы Вольдемара Венцеля, нет, Владимира Кирилловича Венцова, поменявшего имя, чтобы получить возможность сражаться с фашистами: «Как я уже говорила, Венцов отлично знал немецкий язык и в связи с этим по заданию командования иногда выполнял боевые поручения, выходящие за рамки обязанностей командира пулеметного взвода. В ночь на 1 января 1943 года он с группой разведчиков пробрался на передний край обороны противника и гранатами уничтожил вражеский пулемет с расчетом... Летом 1943 года в жаркой схватке с контратакующим противником лейтенант Венцов погиб смертью храбрых. До последней секунды своей жизни девятнадцатилетний офицер вел огонь из станкового пулемета, уничтожив в этом последнем для себя бою десятки гитлеровцев.Давайте вместе задумаемся над этим промелькнувшим в военных сводках и наградных листах возрастом – девятнадцать лет, всего девятнадцать… А кажется, что целая долгая жизнь за плечами. Звание Героя Советского Союза Владимиру Кирилловичу Венцову – Вольдемару Карловичу Венцелю – присвоено 15 января 1944 года за отвагу и героизм, проявленные при разгроме противника в районе Орла и при форсировании реки Днепр. Присвоено посмертно».

Один из победителей конкурса в номинации «Публицистика» Алексей Архипов, десятиклассник изРтищево, создаёт очерковый портрет Тихона Тимофеевича Овчинникова – «человека удивительной судьбы». Действительно, трудный путь пришлось пройти Тихону Тимофеевичу, учителю от Бога, дорога его жизни пролегла и сквозь ужасы Бухенвальда. «Вспоминать и говорить об этом было трудно, – пишет Алексей.– Будучи учителем, он рассказывал ученикам о героических победах нашего народа в годы Великой Отечественной войны и ни разу не вспомнил зло. Наверное, потому…что был уверен: то зло и  зверства фашизма, которые довелось пережить ему, никогда больше не повторятся. Но, к сожалению, сегодня вновь возрождается фашизм и мы должны помнить и знать, что такое фашизм и какое непоправимое зло и горе он несет людям».

Интересная в этом году есть особенность у литературного конкурса «Здравствуй, племя младое, незнакомое» – проза, присланная ребятами, публицистична по своему настрою, даже по интонированию. Не потому ли, что тема Великой Отечественной раскрывается юными авторами с чувством личностной сопричастности. Восьмиклассник из Ртищево Павел Егорчев в рассказе «Уходили на войну девчонки…» (второе место в номинации «Проза») создаёт образ своей бабушки, как бы переступает вместе с ней рубеж, отделяющий мирную жизнь от военной.  Алина Нилова (гран-при) – внимательна к образу родного города Ртищево, она пишет ярко, но ненавязчиво, лёгкими акварельными красками. Татьяна Клаузер из Хвалынска (первое место за прозу) воссоздаёт историю любви двух разлучённых войной людей, преодолевших все преграды и барьеры судьбы – не просто «посторонних», а родных. Призёр конкурса Максим Матвеев сочетает в своём рассказе масштабные наблюдения над историей родной страны и пристальное внимание к «мелочам», оказывающимся совсем не «мелкими», а значимыми, важными. Так, Максим замечает, ведя рассказ о прадедушке – военном лётчике: «В 1972 году прадедушка завез к нам в район две семьи бобров и выпустил их на реке Терешке. Сейчас бобры живут по всему нашему району, и я видел построенные ими плотины около пруда горнолыжного курорта. Дома у него часто жили раненые животные: сурок Фишка, куница, лосята и зайчата. И всех он любил, лечил и кормил их, а затем выпускал в лес».  А обладатель приза зрительских симпатий Альбина Ханбабаева задаётся в своей прозаической миниатюре сложным и таким важным вопросом – вечна ли память?

Стихотворная часть сборника подкупает искренностью, чистотой красок, неподдельностью интонаций. В этом году ярко выступили студены СГТУ – политехнического института, Алексей Белоконенко и Алексей Филиппов. Стихи ребят,  неравнодушные и, хотелось бы сказать, смелые по форме, были заслуженно отмечены членами жюри, включившими авторов в призёры. Как и, собственно говоря, стихотворный эксперимент Александра Асряна, передающий само настроение, саму атмосферу Дня Победы сегодня, и глубоко прочувствованное стихотворение Карине Айрапетян «Похоронка», успевшее получить признание читателей и зрителей конкурса. Но настоящим откровением, открытием сборника стали стихи студента СГЮА Андрея Трофимова. Вот как образно пишет Андрей, почитайте, вслушайтесь в его стих «Война»: «В руках сияет пламя: // Огонь меж рук прозрелся! // А честь уже не знамя, // Весь мир уже разделся... // Проклятье истощает, // Весь мир людской в надежде, // И лжёт, и обещает... // Не будет все как прежде ! //Пропали люди в мире, // Ушли и не вернулись... // Стоим мы словно в тире. //Вдруг выстрел,не проснулись. // Огонь сияет ярко, // И пламя пожирает; // И где же ты, наш Данко? //Ведь мир наш погибает...»На этой тревожной ноте (обнадёживающей, как это ни странно, остротой внутреннего зрения, духом таланта, поэтическим осознанием масштабности современных проблем) хотелось бы завершить вступительное слово. Давайте вместе с Вами, дорогие читатели, увидим в авторах этого сборника юных Данко – может быть, ещё неискушённых в литературных премудростях, но зато бескомпромиссных и бесстрашных.

Бессмертие Бессмертного Полка во многом зависит от них. 

Иван Пырков,
член Союза писателей России,
кандидат филологических наук

НОМИНАЦИЯ «ПОЭЗИЯ»

ГРАН-ПРИ в номинации «ПОЭЗИЯ» присудить Андрею Трофимову, студенту Саратовской Государственной юридической академии   

Диплом I степени присудить Алексею Филиппову, студенту Саратовского Государственного технического университета

Диплом II степени присудить Олегу Лушину ученику МОУ СОШ №6 города Аткарска; Руководитель литературного колуба «Созвездие» - Шлерт Марина Алексеевна

Диплом III степени присудить Александру Асрян, студенту Саратовской Государственной юридической академии

Поощрительный сборник вручить Ларине Айрепетян студентке Саратовского государственного университета

 

НОМИНАЦИЯ «ПРОЗА»

ГРАН-ПРИ в номинации «проза» присудить Алёне Ниловой, ученице 7 класса МОУ СОШ г. Ртищево; Руководитель  Литературно-молодежной студии «Ртищевские родники» - Суханова Валентина Михайловна

Диплом I степени присудить Татьяне Клаузер, ученице 10 класса МОУ СОШ №3 г. Хвалынск; Руководитель Немолькина Мария Николаевна - учительница русского языка и литературы

Диплом II  степени присудить Павлу Егорычеву, ученику МОУ СОШ №3, г. Хвалынск; Руководитель Немолькина Мария Николаевна - учительница русского языка и литературы

Диплом III степени присудить Максиму Матвееву ученику 8 класса МОУ СОШ №3 г. Хвалынск; Руководитель Немолькина Мария Николаевна - учительница русского языка и литературы

Поощрительный сборник вручить Алине Ханбабаевой, студентке Саратовской Государственной юридической академии

 

НОМИНАЦИЯ « ПУБЛИЦИСТИКА»

ГРАН-ПРИ в номинации «ПУБЛИЦИСТИКА» присудить Екатерине Астаховой, студентке Саратовского Государственного технического университета

Диплом I степени присудить Анжелле Зининой, студентке Саратовской Государственной юридической академии

Диплом II степени присудить Альбине Гариповой, студентке Саратовской Государственной юридической академии

Диплом III степени присудить Алексею Архипову, ученику 10 класса МОУ СОШ№7, г. Ртищево; Руководитель  поисковой группы музея «Боевой славы» «Хранители памяти» Овчинникова Александра Степановна 

Поощрительный сборник вручить Илье Пенкину, студенту Саратовской Государственной юридической академии

 

Сертификат участника и Благодарственные письма
наставникам вручаются:

  1. Алексею Белоконенко, Саратов; 
  1. Валерии Рябиченко, Саратов; 
  1. Анастасии Ярошенко, Саратов; 
  1. Наталье Шумилкиной, Саратов; 
  1. Татьяне Жеребковой, г. Саратов; 
  1. Алине Аршиновой, г.Саратов; 
  1. Анастасии Кондрашкиной, Саратов; 
  1. Виктории Кузнецовой, ученице 7 класса МОУ СОШ п. Красный Текстильщик, Саратовского района; Руководитель   Комарова  Лариса Александровна – учительница русского языка и литературы; 
  1. Криистине Куксиной, г.Саратов; 

    10.Анастасии Бакаевой,  ученице 7 класса  МОУ СОШ №3 г. Аткарска; Руководитель литературного клуба «Созвездие» Шлерт Марина Алексеевна; 

  1. Алене Орловой, ученице 4 класса МОУ СОШ п. Красный Текстильщик, Саратовского района; Руководитель  Деменкова  Юлия Леонтьевна учитель начальных классов; 
  1. Марине Лазаревой, ученице 7 класса МОУ СОШ г. Ртищево; Руководитель литературно-молодежного клуба   Суханова  Валентина Михайловна; 
  1. Алексею Кибиткину, ученику Саратовского лицея электроники и машиногстроения; Наставнику  Егоровой  Татьяне Константиновне; 
  1. Камиле Мухамбетовой, п. Красный Текстильщик, Саратовского района; Руководитель Деменкова Илия Леонтьевна 
  1. Виолетте Манаенковой, учченице 10 класса МОУ СОШ г.Ртищево; Руководитель  поисковой группы музея Боевой Славы «Хранители памяти» Овчинникова Александра  Степановна

 

Категория: