Невероятный юбилей
10 ноября 2022 года. В переполненном Театральном зале Саратовской консерватории вот-вот начнётся волнующее действо. Сегодня общественность города отмечает юбилей Елены Андреевны Сапоговой, профессора консерватории, лауреата множества музыкальных премий, народной артистки России.
Праздничное оживление. Поздравления, цветы, объятия, рукопожатия. Всего много. В левом углу сцены примостился журнальный столик, на который наброшен яркий павловопосадский платок с кистями. Шум смолкает. На сцену выходит Елена Андреевна Сапогова. Раздаются дружные аплодисменты. Ну, всё, началось!
От Сапоговой не отвести глаз – красивая, стройная, нарядная. В народном одеянии, самолично (как всегда!) изготовленном. Всё собственными ручками сшито-расшито, сплетено и связано. Кокошник стильный. Аппликации на коротёне свежие, яркие, радостные.
На сцене, на полукругом расставленных стульях, чинно в ряд, тоже в русских народных костюмах, разместились ученики юбилярши разных лет. Её гордость и радость. К слову сказать, это они и организовали праздник. Приехали из разных городов. Быстренько порепетировали, сладились и сидят теперь рядком, не сводя глаз с любимого учителя, взволнованные зрительским столпотворением, невероятным юбилеем и предстоящим концертом.
Я бывала на множестве юбилеев. Непростое это дело и для участников, и для зрителей. Банальность жанра оглупит и утомит кого угодно.
Но бывают и исключения. Вот и теперь зал вдруг сам собой присмирел, затих. И тут, как говорится, закончилась присказка и началась сказка. После дежурных поздравлений и ужасающих размеров букетов вдруг на заднем плане замелькали на экране чёрно-белые кадры из давнишнего документального фильма, посвящённого Елене Андреевне, «Колыбельная для куклы». Выбран эпизод, где Елена, молодая, звонкоголосая, за семейным столом, в окружении родных, на два голоса поёт со своей мамой Ольгой Леонтьевной русскую народную песню «Сяду я за стол…», а вслед за ней и ещё одну, задорную, плясовую: «Вейся, повейся, капустка моя!»
И засмотришься, и заслушаешься, не отрываясь от обеих.
Ну, вот опять! Стоит только начать слушать Елену Сапогову – и всё отходит на второй план. Даже сам юбилей. Экран придвинул к зрителю и укрупнил певуний, мать и дочь, понимающих и поддерживающих друг друга с полуслова, с полузвука. Ничего на показ. Всё, как у них принято. Просто и душевно. Память старенькой уже мамы бережно сохранила слова и мотив песни, а явное удовольствие, которое получают мать и дочь от совместного пения, просто завораживает. Народная песня льётся с экрана, а родные голоса, как вольная речка, то разбиваются на рукава, то вновь легко соединяются друг с другом. Несёт и уносит песня в иные времена и дали, из которых, право, не хочется и возвращаться.
Своя земля и в горстке мила
Немногословная Елена Андреевна однажды призналась: «Иногда на концертах задают мне вопросы о чувстве Родины. У меня оно начинается именно с песен матери. Это конкретное чувство — любовь к земле, на которой родился и вырос, к людям, с которыми живёшь, к нашим песням. Народные песни надо петь и слушать, как великую поэму о жизни русского народа».
К слову сказать, именно так и рождаются настоящие народные исполнительницы, подхватывая и развивая звучащие в семье и селе песни, перенимая их у поющих предков. У Елены Андреевны, кроме поющей мамочки, музыкальной одарённостью отличался и прадедушка Никита, который запомнился тем, что «уж больно любил петь»; и отец Андрей Фёдорович Сапогов, обладатель сильного и красивого голоса, знавший много народных песен; и многие поющие односельчане из родного села Бряндино. Интерес к фольклору, как и вообще – к певческому искусству – поддерживал у юной Елены и патефон. Прослушивание пластинок и радиопередач с записями Лидии Руслановой, Ольги Ковалёвой, Марии Мордасовой, Фёдора Шаляпина тоже было хорошей школой.
Вот уж точно, «Россия росла под Русланову, под песни с хрипинкой, с царапинкой…» К этой певице у Елены Сапоговой особое отношение: «Стараюсь лишний раз поставить пластинку с записью Л. А. Руслановой, которую люблю неизменно. Может быть, наше военное детство не понять без песен этой великой русской певицы. Может быть, кто-то считает её пение самым обыкновенным, но моя душа всякий раз, когда слышу Лидию Русланову, обливается волною то ли грусти, то ли восторга. Из родного села Бряндино Ульяновской области я уехала, когда мне было 14 лет. И где бы я после ни жила, какие бы песни ни пела, ближе тех, что слышала в детстве, все-таки не было и нет».
«Песней наполнено сердце моё…» – назвала Елена Андреевна свою искреннюю книгу о русской народной песне. А уж в песенном море разливанном разбирается Сапогова как никто другой. Сама жизнь поставила её на эту стезю и мудро повела по ней. Можно долго говорить об этом, но сейчас мы просто воспользуемся фактами, размещёнными в интернете:
Елена Андреевна Сапогова родилась в селе Бряндино Малокандалинского района Куйбышевской области (ныне Самарская область). Петь начала в Уральском государственном русском народном хоре. В 1972 г. окончила СГК им. Л. В. Собинова, отделение хормейстера народного хора по классу заслуженного деятеля искусств, профессора Л. Л. Христиансена и получила квалификацию хормейстера народного хора и концертный исполнитель русских народных песен. С 1972 г. по 2001 г. работала солисткой в Свердловской государственной филармонии. В 1982 г. получила звание «Заслуженный артист России». В 1986 г. — звание «Народный артист России». В 1987 г. выпустила сольную пластинку «Старинные русские народные песни». Автор книги «На привольной стороне» (1989). В 1990 г. на Всесоюзном радио провела цикл передач «Лицо земли русской». В 1993 г. — звание «Заслуженный деятель искусств РФ». В 1997 г. была удостоена звания «Глас ангельский России» (Москва). Лауреат премии «Золотой Аполлон» (Музыкальное общество им. П.И. Чайковского, Москва, 1997). В том же году стала лауреатом премии Губернатора Свердловской области за концертную программу «Песнь Земли Русской» (Екатеринбург). В 1999 г. стала академиком Академии искусств и художественных ремёсел им. Демидовых (Екатеринбург). С 2001 г. — преподаватель сольного народного пения СГК им. Л. В. Собинова. В 2005 г. присвоено звание «Профессора Российской народной Академии наук» (Москва). С 2009 г. — доцент СГК им. Л. В. Собинова, кафедра Народного пения и этномузыкологии. Продолжила певческую традицию Л. Руслановой, в то же время, расширив круг исполняемых жанров русского народного творчества — от былин, сказаний, духовных стихов, плачей и причитаний до скоморошин, заговоров и заклинаний. Елене Андреевне Сапоговой посвящён телефильм «Колыбельная с куклой» (1985).
(http://www.sounb.ru/calendar/calendar.php?ELEMENT_ID=519)
«Певунья-ласточка»
И как же прикажете после всего этого называть Е.А. Сапогову? Артисткой? Певицей? Может, примой? Примадонной, прости Господи? Да язык не поворачивается! Все эти испачканные и замусоленные номинации совсем не про неё. Народ таких, как Елена Андреевна, раньше с любовью и уважением величал певуньями, песельницами, сказительницами, плакальщицами. Люди знали: без таких песельниц жизнь будет пресна и бесцветна. Они нужны всегда: в дни рождения и смерти, свадьбы и кручины, встречи и проводов, работы и отдыха. Да всегда нужны такие люди, как Елена Андреевна Сапогова!
…А вот и она, певунья-ласточка, вылетевшая из родного гнезда, стоит сейчас на сцене вместе со своими повзрослевшими детками-учениками и поёт о главном: о России, о любви и верности, долге и чести, о том, за что в нашей вечно бурной и неспокойной жизни стоит держаться.
Кипит вода, ревёт ручьём,
На мельнице и стук и гром,
Колёса-то в воде шумят,
А брызги вверх огнём летят,
От пены-то бугор стоит,
Что мост живой, весь пол дрожит.
Шумит вода, рукав трясёт,
На камни рожь дождём течёт,
Под жерновом муку родит,
Идёт мука, в глаза пылит.
Об мельнике и речи нет.
В пыли, в муке, и лыс, и сед,
Кричит весь день про бедный люд:
Вот тот-то мот, вот тот-то плут…
Сам, старый чёрт, как зверь глядит,
Чужим добром и пьян, и сыт;
Детей забыл, жену извёл;
Барбос с ним жил, барбос ушёл…
Одна певунья-ласточка
Под крышей обжилась,
Свила-слепила гнёздышко,
Детьми обзавелась.
Поёт, пока не выгнали.
Чужой-то кров — не свой;
Хоть не любо, не весело,
Да свыкнешься с нуждой.
В ночь тёмную под крылышко
Головку подогнёт
И спит себе под гром и стук,
Носком не шевельнёт.
Иван Никитин. Гнездо ласточки
Узнаваемо, не правда ли? Прямо нашу жизнь обрисовал поэт. И Певунью-ласточку в ней…
…А вечер продолжается. На сцене, сменяя друг друга, выступают ученики Е.А. Сапоговой, молодые, талантливые, голосистые. Многие уже сами профессиональные артисты. Большинство из них – лауреаты разнообразных музыкальных конкурсов. Звучат «Страдания под балалайку» и масленичная протяжная песня «Дочушечка», лирические песни «Мамонька» и «Я взглянул на куст зелёный»; бессмертная «Лучинушка» и мощная «Дубинушка». А вот уже веселят народ шутейные рыбацкие припевки Астраханской области «Весело ставлю», а следом задробили ритмом знаменитые «Саратовские страдания». Куда же в Саратове да без задорной саратовской гармошки, без лихих саратовских частушек, без народных песен из репертуара нашей Лидии Андреевны Руслановой! Никуда! По-прежнему восторг вызывают волжские припевки «Жигули», плясовая «По улице мостовой», «Мальчишечка-разбедняжечка» и многие (да все!) руслановские номера этого вечера.
Студенты и выпускники поют замечательно. А ведут себя на сцене и вообще просто по нынешним временам неслыханно: скромно, чисто, естественно. Никакого самолюбования и выпячивания, никакого пошлого выпрашивания аплодисментов. У всех понимание момента, можно сказать, исторического.
«А как речь-то говорит, словно реченька журчит…»
У каждого Мастера свои секреты. Вот Елена Андреевна Сапогова, к примеру, играющий тренер. Она всегда на сцене вместе со своими учениками, она их неизменный камертон и образец, заводила и поддержка. Да и для неё самой это хорошо, могучий стимул, получается: надо работать, соответствовать, держать себя в форме, не сдаваться ни годам, ни напастям. Вот так всё у неё совпало, всё сработало.
Чувствуется, что молодёжь хорошо усвоила уроки своего Учителя. Ещё бы! Ведь это был не скоростной педагогический эксперимент, на чужеродных идеях состряпанный. Это была упорная, многолетняя русская педагогика в её чистом виде – совместное строительство юной личности. Это как переливание крови, как духовное породнение, как сращение поколений.
От Елены Андреевны ниточки тянутся к её Учителю – Льву Львовичу Христиансену, замечательному педагогу и человеку, бесконечно любимому и ценимому ею. Его советы-заветы она бережёт, как зеницу ока, неустанно передаёт их молодым и неизменно следует им сама.
Так что на сцене сейчас выступают не просто талантливые одиночки, идёт, по сути, смотр нескольких поколений исполнителей великолепной Школы народного пения, которая была создана Л.Л. Христиансеном в Саратовской консерватории ещё в 1967 году. И это внушает уважение и к Консерватории, и к её преподавателям, и к неиссякающему ручейку студентов, выбирающих для себя этот путь: быть исполнителем русских народных песен, хранителем родного фольклора, носителем национальной музыкальной культуры.
В ситуации исчезновения ценнейшего пласта национальной музыкальной культуры – русского народного творчества – Елена Сапогова понимает всю меру личной ответственности перед будущим, то есть конкретно – перед своими учениками и зрителями. И перед Богом, конечно, который наградил её не просто редким голосом, но и выбрал носителем и хранителем той самой народной культуры, отказаться от которой в беспамятные времена легко и просто, а сохранить – почти подвиг.
А потому мягкая и добрая в жизни, в своей работе Елена Андреевна строга и последовательна. Она передаёт главное. Не только (и не столько!) нотам и вокалу учит она своих подопечных. Если называть вещи своими именами, Учитель передаёт им те моральные и эстетические требования, которые выработаны в народе к Слову, песне, да и к самому исполнителю. И это самое сложное, ведь необходимая высокая простота даром не даётся, её начинающему артисту надо вырастить в себе неустанным трудом, осмысленным чтением правильной литературы, внимательным изучением творчества своих талантливых предшественников. А главный образец – вот он, Елена Андреевна Сапогова, учись, не ленись!
А сама Елена Андреевна всю жизнь помнит слова Льва Львовича Христиансена о вечном самообразовании, о нефорсированном звучании, скромном поведении на сцене (и главное, в жизни!), о лаконичном, но выразительном сценическом движении и жестикулировании. Вот один из главных советов-заветов Христиансена, которому неуклонно следует Елена Андреевна в своей жизни и который передаёт своей поющей молодёжи: «Общеизвестно, что народное пение — разговорное пение, поём, как говорим. Надо уметь сказывать, напевать, наговаривать песню своим голосом, чтобы донести до слушателя выразительность негромкого разговорного звучания и даже шёпота».
«Соломинка с крыши родной…»
Свои колыбельные, обрядовые, бытовые, лирические и шуточные песни, частушки, а также заговоры, плачи и былины, духовные стихи и исторические песни Елена Андреевна исполняет так, что не остаётся и тени сомнений: ты свидетель чуда! А слушаешь ты сейчас каким-то непонятным образом сохранившееся русское народное творчество в его абсолютно чистом виде. Все фольклорные жанры оживают в их уникальной достоверности и неповторимости.
Елена Сапогова строга, она не допускает вмешательства в ткань фольклорного произведения (кто мы такие? Умнее целого народа, что ли, который сотни лет эти произведения пел и оттачивал?!).
Она не любит самовольных переработок и импровизаций (за которыми чаще всего стоит недоучившийся выскочка с амбициями). У Сапоговой на первом месте, как и положено, слова песни. Ведь любая народная песня – это сказ-исповедь. А исповедь – дело деликатное, надо суметь донести её без нажима, не форсируя ни смысла, ни звука, взволновать зрителя можно только сутью переживания и подлинностью исполнения.
Вот такая высокая планка. А игры в поддавки никто и не обещал. Елена Андреевна Сапогова – не просто артистка, признанный мастер всевозможных (редчайших! Включая былины) фольклорных жанров, не только исполнитель колоссального репертуара, – Елена Андреевна Сапогова – это посол, гонец, представитель того самого чудом сохранившегося поющего народа, который (ты откуда-то твёрдо знаешь это!) с лёгким сердцем передал ей все права на своё исчезающее наследие, поручив быть не просто исполнителем, а Хранителем и Учителем.
Оттого почти сакральная атмосфера на концертах Елены Сапоговой и на этом Вечере тоже. Не просто поздравления и выступления, а признание, благодарность и восхищение. И голос льётся, и дробушки сыплются, и ученики не подкачали, не подвели, а подхватили и понесли в мир всё, чему она их учила.
А главное, Елена Сапогова не дала в наше мутное и похабное время заразить эстрадной пошлостью своих учеников. Они, как и их голос, были на сцене чистыми, естественными, природными. Молодые исполнители ничего и никого из себя не изображали, а лишь талантливо, с волнением и пониманием, проживали сотворённое народом.
И почти невольно шепчешь ахматовские строки:
…Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки.
«В России надо жить долго!»
Вот уж точно, прав Корней Иванович Чуковский: «В России надо жить долго, тогда что-нибудь получится». Вот и сегодня всё получилось. Это был не просто вечер, не просто концерт. Это было наглядное доказательство того, что народная память существует. Что народ наш, несмотря на все эксперименты над ним, жив. Что он сохранил свою бессмертную душу. Ниточка не прервалась. Песня подхвачена. Родник не пересох, не замусорился. Бьёт и пульсирует чистейшей водицей. Подходи, честной народ! Освежайся, омывайся, пей, сколько душа просит!
А сама Елена Андреевна в своём невероятном возрасте держит в восторженном внимании огромный зрительный зал: голос её не оставил, звучит звонко и послушно. Почти три часа на сцене она завершила такой заводной пляской, что усидеть на месте не было никакой возможности. Народ хлопал, топал, подпевал, а потом засЫпал свою любимицу новыми горами цветов, поздравлений, признаний и подарков.
Послесловие…
Елена Андреевна Сапогова, конечно, особенный человек и особенная исполнительница. При общении с ней возникает редкое по нынешним временам ощущение подлинности. Подлинности таланта, его мощи и настоящей народности.
Это может быть свойством дарования и знаком высокого мастерства, которые, конечно же, есть у артистки. Но у Елены Андреевны, кроме всего этого, есть дар истинно народного восприятия и песенного отражения жизни. Она каким-то непостижимым образом в большом городе начала ХХI века остаётся голосом русской деревни, поющей и плачущей душой русского крестьянства.
И с этим связана самая большая тайна её личности. Как удаётся ей сохранять и полноцветно оживлять то, что в реальности почти не сохранилось? Откуда черпает она силу не поддаваться коррозии времени, когда большинство из нас живёт, «под собою не чуя страны»? Из каких заповедных глубин рождается её неповторимая интонация? – Вот вопросы, на которые ответов нет, потому что талант – и есть самая большая на Земле тайна.
Если попробовать описать манеру исполнения Еленой Андреевной Сапоговой песен ли, былин или даже современных прозаических текстов, – то её, наверное, можно определить как редкую органичность. Когда всё, что попадает в душу певицы, вначале омывается бьющими из глубин родниками и лишь затем, обретая особый смысл и аромат, благодатно изливается на слушателей.
Я много раз слушала Елену Сапогову, и каждый раз меня охватывало ощущение уникальности происходящего. Певица так безоглядно щедра в своей манере полностью, до последней клеточки, вкладывать себя в исполнение, что, пожалуй, даже рождает страх за себя, хрупкую женщину, совсем не умеющую себя беречь, каждый раз сжигающую свои нервные клетки в топке подлинных страстей.
Вновь и вновь Е.А. Сапогова ставит на кон всю себя и побеждает. Не может не победить, ведь цена за успех не просто высока…
А когда человек поёт, как живёт, когда музыкальные такты совпадают с рубежами его внутренней жизни, органично выстраивая его существование в искусстве и профессии, – тогда исполнение становится не просто зарабатыванием хлеба насущного, – это уже осуществление Божьего промысла о тебе. И тут свои законы и свои мерки. Высшие. Именно им и следует в жизни и творчестве народная артистка России Елена Андреевна Сапогова, неся удивительно точное звание – «Глас ангельский России».
Н.Ю. Тяпугина (Леванина)
Биографическая справка
Тяпугина (Леванина) Наталия Юрьевна – прозаик, литературовед,
литературный критик. Член Союза писателей России. Доктор
филологических наук, профессор.
Автор более двухсот научных, литературно-критических и
художественных работ. Публиковалась в журналах «Москва», «Октябрь»,
«Дон», «Волга», «Волга – XXI век», «Наш современник», «Литература в
школе», «Женский мир» (США); «Крещатик» (Германия – Украина);
альманахах «Саратов литературный», «Краснодар литературный»,
«Другой берег», «Мирвори» (Израиль), «Эдита» (Германия) и мн. др.
Тел.: +7 987 814 62 87 Эл. почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.