Саратовское РО ООО «Союз писателей России

Деятельность

С Анной Яновской – известной актрисой и талантливым кинорежиссёром мы разговаривали в ресторанчике под открытым небом так близко к воде, что до нас долетали синие искры волн. Рядом кто-то праздновал свадьбу, люди смеялись и пели, и наш разговор прерывали иногда долгие гудки волжских пароходов.

Днём раньше я посмотрел фильм Анны Яновской «Горячее сердце», который Анна показывала в Саратове на творческой встрече. Фильм, посвящённый великой комедийной актрисе Ольге Владимировне Волковой, произвёл на меня сильное впечатление.

Справка:
Ольга Волкова – Народная Артистка России, сыграла более 200 ролей в театре и в кино. Поклонники знают ее по фильмам Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих», «Жестокий романс», «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные», а еще по сериалам «Папины дочки », «Иванько», «Руммейт». Рязанов называл ее «Смоктуновским в юбке» и «гением, обойденным кинематографом». Благодаря роли бабушки в сериале "Папины дочки" Ольгу Волкову знают и любят даже совсем юные телезрители. В этом году Ольге Владимировне исполнилось 85 лет! Но она, по-прежнему, работает по 15 часов в день, мотается по стране на съёмки и ещё успевает преподавать в киношколе, учит молодых актёров.

 

«Горячее Сердце» Яновской – фильм по-детски открытый и смешной, честный, с жаждой творчества, с замечательной музыкой (композитор Сергей Шустицкий), снятый на высоком техническом и художественном уровне звука и изображения. Настоящее художественное кино для широкого экрана с красивыми планами, классным объёмным звуком, а главное – с невероятным запасом добра и света. Да, и немного, наверное, грустный. Во всяком случае, когда я увидел лицо волшебника сцены Вячеслава Полунина, его пронзительно-нежный, всё говорящий без слов и всё понимающий взгляд крупным планом, то невольно подумал, что это фрагмент красивого сна о несбывшемся будущем. А может, почему бы и нет, о будущем, которое всё-таки будет?

К фильму такой, я бы сказал, лирической откровенности, к такому искреннему разговору о школе актёрского мастерства и школе человечности, нужно было ещё суметь прийти, да и пройти нужно было многое. В случае с Анной Яновской – «Огонь» уж точно. Не случайно её фильм, который так и называется, стал обладателем гран-при Международного кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге. Анна Яновская заявила о себе громко и внятно – как режиссёр смелый и даже отчаянный, постоянно ищущий и находящий, её фильмы ценят, их ждут, о них говорят. Совсем молодые ребята-зрители, мои студенты, говорили после показа: «Классный фильм, Волкова зажгла!» Действительно, народная артистка России Ольга Волкова ломает стереотипы, разрывает шаблоны, а главное – просто живёт в кадре, оставаясь собой и только собой. На личном примере показывает молодым актёрам (а вместе с ними и всем зрителям), как можно расти, как можно учиться думать, как можно никогда не гасить огонь в своём сердце. Как можно – во все времена, всегда и везде – оставаться Человеком.

 

– Ань, расскажи о «Горячем сердце». Именно сейчас, сегодня – почему этот фильм важен, а он ведь очень важен. Ещё и для завтрашнего дня важен. Так почему же? Можешь поделиться?


– Мне всегда хотелось сделать какой-то фильм о… (Вот видишь, какая радость в жизни у людей, смеются и поют, а мы тут интервью записываем…) Мне всегда хотелось, а сейчас особенно, что-то сделать такое, что бы приносило людям энергию радости, энергию воли к жизни. Вот вчера у нас была встреча в юридической академии. Прекрасная встреча! Молодые замечательные ребята! Причём они все не творческие, казалось бы, люди, они юристы, но как они смотрели, какие вопросы задавали! И такие молодые прекрасные ребята, у которых всё впереди, они меня спрашивали: «Как вы боретесь с депрессией, когда уже ничего не хочется делать, когда опускаются руки? Что вы предпринимаете?»

И таких было несколько вопросов. Видимо, всё-таки есть такая тенденция в обществе сейчас, что у людей, особенно у молодых людей, теряются жизненные ориентиры… Непонятно, как жить. Как бороться с депрессией. Есть страх не найти себя. Мне, честно говоря, слово «депрессия» не всегда понятно. Может быть, так меня мама воспитывала, может быть, я не сталкивалась, слава богу, с этим серьёзно, но есть банальное ощущение, что у многих людей за мнимой депрессией скрывается желание… повременить, не решать, ….ничего не делать. Студенты, которые были на показе фильма, они не такие, они деятельные люди. Но не случайно они почувствовали, что энергии радости сегодня недостаёт. Мне бы очень хотелось, чтобы наше «Горячее сердце» дарило людям энергию радости и созидания…

Депрессия – это какая-то средняя статистика, что ли. Легче всего всё списать на депрессию. Ну, не хочется чего-то делать – подумай, возьми, прыгни с парашютом, я не знаю, как-то встряхни себя! У меня тоже было недавно ощущение дикой усталости.

В этом году так получилось, что мой авторский документальный проект «Стихия Таланта» про наших выдающихся музыкантов и музыкальных педагогов, который мы задумывали и разрабатывали с продюсером Александром Гундоровым и с Академией Музыки им. Гнесиных, наконец получил государственное финансирование, мы выиграли грант и нужно было очень в сжатые сроки снять и смонтировать документальный сериал – десять фильмов. И вот еще тоже по заказу Министерства Культуры я сняла фильм «Горячее сердце» … И знаешь, у меня какое-то опустошение наступило, и вроде как-то надо что-то новое придумать. Я вот, например, очень хочу снять полнометражный игровой фильм, наконец-то, все от меня ждут, а я всё никак не созрею. Или пространство никак не созреет. Ну, короче говоря, не хватило мне сил после этих двух фильмов, очень дорогих для меня и очень тяжёлых. Да не двух, а, получается, одиннадцати! Я взяла, купила билет на самолёт, села на яхту и пустилась в плавание, как аргонавты, по греческим морям...


– Ты вчера потрясающе рассказывала на встрече, как ныряла с аквалангом, в синее бездонное море, погружалась всё глубже и глубже, и тебя сопровождал под водой солнечный луч, становилось всё глубже и темнее, но солнечный луч пробивался на огромную глубину, и ты как бы держалась за него....


– Да, это было удивительное ощущение, и вокруг нас кружились фантастические рыбы, похожие на невероятных птиц… Мне тоже ведь было непросто решиться всё бросить, куда-то далеко полететь, оказаться посреди моря. Но это было необходимо сделать, чтобы перезагрузиться, переформатироваться, возмутить пространство. А заодно и общественность!


– А прекрасная и любимая наша Ольга Владимировна Волкова, которой кланяюсь низко и которую, как миллионы зрителей, люблю – тоже, пожалуй, возмутитель всего и вся?


– О, она знатный возмутитель спокойствия! Знатный. Она бунтарь! Почему она мне близка, Ольга Владимировна? Лучшего кандидата на героя документального фильма, фильма, говорящего о каком-то жизнеутверждении, о какой-то радости жизни, о радости творчества, о воле никогда не терять себя в трудных обстоятельствах, – найти невозможно. Только Волкова! Да, она тоже бывает в депрессии, и не всегда хорошо себя чувствует, но у неё столько этой жизненной энергии… Самое главное, что она её черпает из жизни самой, из людей, из каких-то встреч, светлых событий, тёплых слов… У нас очень много с Ольгой Владимировной было душевных бесед. Ещё до «Горячего сердца». Я её снимала в сериале «Руммейт». Это игровой сериал, он идёт сейчас на платформе Иви. Так вот, Ольга Владимировна умеет дарить радость жизни людям – об этом, кратко говоря, и фильм «Горячее сердце».


– В «Горячем сердце» снялись актёры разных поколений. Ольга Волкова, Лиза Арзамасова, Олеся Железняк, Вячеслав Полунин и совсем юные студенты ГИТИСА. Это ещё ведь и такой диалог поколений. Но самый детский взгляд на мир – конечно, у Волковой. В том смысле, что истинный художник и творец всегда удивляется жизни… И учит удивляться! Когда я смотрел «Горячее сердце», то почувствовал, что этот красивый искренний фильм – ещё и школа. Школа актёрского мастерства, школа выстраивания профессиональных отношений, но главное – школа человечности. Я прав?


– «Горячее сердце», оно в каком-то смысле пособие-подсказка для будущих актёров, режиссёров и вообще творческих людей. Ольга Волкова ведет блог в помощь молодым актерам, и она рассказывает, как держаться, как работать над собой, как нужно относиться к кастингам, как нужно относиться вообще к профессии, как воспринимать режиссеров… А тут ещё и личный пример, это ведь самое важное – личный пример. Как Волкова говорит, как существует в кадре… Поэтому я так обрадовалась, когда услышала, что в Саратове показ моего фильма пройдёт именно в Театральном институте. Ведь «Горячее сердце» предназначено для молодых актёров, которые ищут свое место под солнцем. В конце концов, как ты знаешь, на саратовском фестивале выбрали для показа другой мой фильм, как раз из цикла «Стихия таланта». Но зато «Горячее сердце» посмотрели студенты-юристы, и их был полный большой зал, и был замечательный разговор после показа!


– Насколько я знаю, 30 октября в Доме кино, в Москве, состоится большой показ «Горячего сердца». Это, с моей точки зрения, будет огромное событие для всех нас…


– У Ольги Владимировны в этом году юбилей, и это наш подарок ей и зрителям, конечно, а особенно молодым зрителям. Когда вчера на встрече прекрасные, я ещё раз хочу подчеркнуть, замечательные люди, замечательные ребята, студенты-юристы задавали вопросы, они так хорошо, так понимающе спрашивали о качествах, необходимых для актёра. И я говорила, что основное, главное качество – это умение сохранить в себе наивность, детское восприятие жизни, удивление, восхищение, и ещё важно непосредственно воспринимать жизнь и видеть в людях добро. И вот ещё бы я от себя добавила, об этом и Волкова говорит, что есть люди, которые с тобой общаются, и у них при этом ещё второй и третий план в голове. Думают о чём-то своём. Или им что-то от тебя надо…


– Чаще всего. Обязательно что-то надо. Ну, обязательно!


– Тот есть они не просто так с тобой говорят… А есть люди абсолютно открытые. И даже если они что-то хотят, они всё равно перед тобой открыты совершено. Я люблю вот такое, открытое общение, непосредственное. Если мне человек нравится, то я наслаждаюсь его обществом, вот. И открываю очень многое в людях.


– А прекрасные слова в фильме, что работать нужно только с тем, кого хочется обнять , И ещё делать в жизни только то, отчего в душе «дзинькает» Мне так эти слова понравились! Откуда они вообще? Это же…


– Это Вячеслав Полунин говорит.


– Вячеслав Полунин, великий клоун, волшебник. Клоун как поэт, клоун как, ну не знаю, художник. Истинный клоун всегда близок к поэзии, он творец, он работает на полутонах… Сейчас, к сожалению, говорят иногда пренебрежительно: клоун. А клоун – это призвание, это высшее искусство!


– Да, это музыка и поэзия. Полунин говорит, что работать нужно с теми, кого хочется обнять. Потрясающе… У меня где-то на седьмом круге подсознания это засело, и вот я всегда, когда что-то начинаю, и думаю, вот с кем пускаться в плавание, ну, я имею в виду съёмки и проекты, то стремлюсь собрать группу единомышленников, а главное – людей, которых хочется обнять. И вместе с ними делать только то, отчего в душе дзинькает.


– Ну, от «Горячего сердца» – точно что-то дзинькает в груди! О фильме уже много говорят, он получает призы на кинофестивалях. Совсем недавно, в Волгограде, на большом кинофестивале «Волгоградский Факел» «Горячее сердце» получило приз «Кино Прессы». Впереди – новые встречи, фестивали, показы… Расскажи, а как люди реагируют, зрители?


– По разному, все же люди разные, критики говорят – зрительское кино. Это для меня высокая похвала. Любое кино люблю, кроме скучного… Премьера «Горячего сердца» была в кинотеатре «Космос», на ВДНХ, такой подарок нам был от Москино. Там отличная проекция и звук, и большой зал полностью был заполнен зрителями. Ольга Владимировна тоже была на премьере, и мы вместе со зрителями, и вместе с теми, кто над фильмом работал, смеялись, что-то обсуждали, проживали картину. вместе! Я последний раз такое единение зала и исполнителей видела на Берлинском кинофестивале в этом году. Мне повезло, рамках недели Российского кино там в Русском доме пригласили показать наш фильм «Огонь», и я поехала в Берлин его представить… И как раз Берлинский фестиваль… я там посмотрела премьеру замечательного фильма «Нужды путешественника» с Изабель Юппер в главной роли, южнокорейского режиссёра прекрасного Хон Сан Су. Вышла Изабель Юппер, собралась вся группа, они сели в зал, на расстоянии пяти метров от того, где сидели мы, и все вместе, с этим огромным залом смотрели фильм, смеялись, аплодировали… И вдруг, когда был показ «Горячего Сердца» в «Космосе», где мы со зрителями были одним целым, я тоже почувствовала такое единение. Ольга Владимировна потом, после всех обсуждений, говорит: «С экрана было сказано столько хороших слов обо мне, и сейчас вы говорите, и зрительный зал столько хорошего наговорил, что мне кажется, я побывала на собственных поминках!»


– Какое оно, документальное кино сегодня?


– Сегодня на всех главных киносмотрах мира в основном конкурсе игровое и документальное кино вместе. В Венеции, Каннах, Берлине гран-при документальное кино получает. Настолько интересна реальность, что вымысел не поспевает за ней. Кто-то мудро подметил, что сегодня реальность «бьёт» вымысел. Я за высокое техническое качество изображения и звука в документальном кино… Всё-таки хочется, чтобы документальное кино было конкурентоспособно, чтобы было классное изображение, качественный звук. Плохо снятый фильм с грязным звуком и «мы так и задумывали» уже не прокатит ….


– Ань, а скажи, что нам сейчас делать?


– Ты об чём?


– Ну, как справляться с тем, что происходит вокруг, с тяжелыми какими-то вещами, с драмами и прочее. Твои фильмы ведь очень помогают, ну, потому что это фильмы добра, света. Когда я смотрел вчера «Горячее сердце», то подумал, что ты знаешь ответы…


– Мне трудно сказать. Наверное, не знаю… Главное не ныть, мне кажется. Мне пишет одна женщина, директор театра, которую я очень уважаю, и она пишет, ты молодец. Потому что ты не плачешь, не ропщешь, не говоришь, что всё кончено, не опускаешь руки. Ты просто делаешь то, что ты можешь делать. Вот и всё, в этой ситуации. Ведь «Горячее сердце», может быть, потому и появилось… Мне хотелось снять такой фильм, чтобы люди сидели в зале и улыбались. И чтобы им было хорошо и тепло... И чтобы они вдруг просто посмотрели друг на друга повнимательнее… присмотрелись, что ли…


– Прекрасно. Такой ещё вопрос. Осень у тебя выдалась волжская. Такой кинотур по Волге. Мы с тобой сейчас сидим на Саратовской набережной, смотрим на волны, бакены, пароходы… Что можешь сказать про Волгу?


– Слушай, я же месяц живу волжской жизнью, а то и больше. И впереди – встречи с волжскими городами. Волгоград, Саратов, Самара, Нижний, потом Ярославль… Я училась в Ярославле, это мой первый театральный институт, сразу после школы … Волга, Которосль… Мне было чуть больше шестнадцати, и когда что-то не получалось – бежала на берег Волги и плакала, всё время порывалась броситься… А потом села на кораблик и поплыла в Толгский монастырь. Это под Ярославлем, тоже по Волге. Там я жила с паломниками. В 6 утра начиналась служба, потом у нас было послушание… Там я встретила одну монашку, Наташу, и она мне говорит: «Ань, тебе надо покреститься». И потом, уже в Минске когда снималась, Виктор Иванович Мережко тоже спрашивает: «Ань, ты крещёная?» И я вспомнила про слова монашки, и мы пошли. Я никому этого особо не говорила, но получается, Виктор Иванович – мой крёстный папа… и в кино тоже «Под небом голубым» – мой первый фильм – его сценарий. Что делать, ты спрашиваешь? Менять ситуацию... Вот, перемен требуют наши сердца…


– А мы можем? Когда я смотрю твои фильмы, то мне кажется, что да, можем…


– Если бы это было лет пять назад, я бы тебе сказала – конечно, можем. Но есть обстоятельства, которые сильнее нас. Всё-таки есть какая-то высшая сила, которая следит за всем, наверное… Хотя это очень слабая позиция, так говорить. Очень слабая. Но порой в собственной слабости тоже можно признаться. Иногда я тоже не знаю, что делать. Ну что? Работать. Создавать фильмы, пока получается.

 


Беседу записал Иван Васильцов

 

  Яновская2  Яновская3

  Яновская1     Яновская Пырков

Категория: