19 ноября в литературной студии «Голоса поколений» при Саратовском отделении Союза писателей России состоялось очередное заседание участников студии (руководитель А.А. Бусс). На этот раз студийцы с интересом слушали лекцию доцента кафедры русского языка и профессиональной коммуникации СГЮА, доктора филологических наук, члена Союза писателей России, лауреата Международной премии им. И. А. Гончарова, премии Российского общества «Знание» «Просветитель года», постоянного автора журнала «Наука и жизнь» Ивана Владимировича Пыркова.
В качестве основы для изучения романа И. Гончарова «Обломов» И.В. Пырков рекомендовал статью И. Анненского «Гончаров и его «Обломов»».
Относительно использования прилагательных (в т.ч. светоцветовых) в литературе И.В. Пырков выделяет два направления:
«Гончаровское» – основанное на «медленном плетении паутины прозы»;
«Стивенсоновское» – «война прилагательным», литература прямого действия;
И.В. Пырков на примерах показал, что в первой части романа Гончарова почти полностью отсутствует цветовая гамма, доминирующий цвет – серый. Характерные цветосветовые экспозиции из этого периода:
«На небе ни облачка», «Тускло поблескивает серый перстень», «Письмо писано точно квасом» (блекло), «Печать из бурого сургуча».
Архитектоника (построение) романа также связано с цветом. Впервые он появляется во сне Обломова.
В других частях цвет и свет используются очень широко, контрастно к началу романа. Детство Обломова – сплошное солнце. Штольц называет Обломова «Свет берёзовой рощи», Захар после смерти хозяина говорит о нём «на радость людям жил», после объяснения с Ильинской происходит как бы слияние всех цветов спектра: «снег [белый] валил густо».
Слушая Ивана Владимировича, студийцы проникали в тайны литературного мастерства классика русской литературы.