(А.П. Зуев. Даю шанс!: повести – Саратов, издательство «Саратовский источник» 2019 г. – 276 с.)
В предисловии автор пишет: «Война на Донбассе незримо обрела новые измерения. В полной мере проявились черты характера, свойственные русскому человеку. Самое главное в наших людях – это готовность и умение дать шанс идущим следом за тобой. Дать шанс выполнить задуманное, жить достойно и безбедно, защитить, спасти, сохранить близких, а зачастую и совершенно незнакомых людей. Дать шанс – значит не просто жертвенно отдать всего себя важнейшему, смертельно опасному делу, а создать вокруг себя и за собой дух добрых свершений. Дать шанс – значит отдать щедро и бескорыстно всю свою энергию, свои способности идущим следом за тобой, надеющимся на тебя, верящим в твою силу и самоотверженность».
Русская земля и русская война
(о новой книге Александра Зуева)
Прозаик и журналист Александр Зуев, кажется, вобрал в себя все военные ипостаси отечественной литературы. Не только потому, что он — в высшей степени эрудированный, погружённый в русскую культурную парадигму интеллектуал, но прежде всего по воле собственной судьбы, своей драматической биографии. Предательски разрушенная и оплёванная внутренними врагами нашей страны социально-философская общность «советский человек» нашла в Александре Пулатовиче Зуеве своё почти эталонное отражение. Представитель технической интеллигенции, педагог и учёный, он в давние 70-80-е годы вряд ли мог себе представить в родном Ташкенте те трагические перипетии, через которые ему предстоит пройти. На его жизненном пути будет и полный риска и леденящих душу событий исход из Узбекистана во главе целой колонны ставших в одночасье «лишними людьми» «русскоязычных», и жесточайшая, кровавая война в Таджикистане, и долгая адаптация на «новой-старой» Родине — в России, и, наконец, многолетняя подвижническая деятельность правозащитника в основанном им обществе «Саратовский источник». К нему, к этому источнику, припадали и припадают не только русские люди, вынужденно стронувшиеся с десятилетиями, а иногда и столетиями обжитых мест в Средней Азии, на Кавказе, Казахстане и Киргизии. «Саратовский источник» оказал и продолжает оказывать помощь всем, кто в ней нуждается, всем беженцам и вынужденным переселенцам, будь то дунгане, курды или русские немцы... А ещё в сфере пристального внимания Александра Зуева и его организации национальная ситуация в самой России, далеко не идеальная, зыбкая, тревожная...
Естественно, человек с таким багажом знаний о национальных конфликтах, старающийся изо всех сил, а иногда и сверх всяких сил сохранить то, что патриоты называют «Русским миром» не мог обойти стороной конфликт на востоке Украины. Почти с самого начала этой войны Александр Пулатович — в местах боевых действий. Он работает в качестве журналиста, кинематографиста-документалиста, а более всего — просто в качестве искреннего и бескорыстного друга мятежных Луганской и Донецкой республик. Съёмки фильмов, помощь выезжающим в Россию жителям Донбасса, доставка гуманитарной помощи — все эти проявления доброты и человечности, столь свойственные Зуеву-правозащитнику, дали также массу материала Зуеву-писателю, и литературные произведения не заставили себя ждать.
Помещённая в эту книгу «Месть майора Вишняка» уже известна российскому читателю. Созданная на документальной основе, она выписана в традициях русского реализма и не только повествует о конкретном, реально существующем человеке и его тяжелейшей судьбе, но и даёт широкую панораму характеров гражданской войны на Украине, причём носители этих характеров расположены по разные стороны линии противостояния. Образ майора Вишняка, не вымышленный, натуральный и честный, легко становится в ряд героев произведений, упомянутых выше — такие же несгибаемые, неодолимые мужики воевали и у Юрия Бондарева в «Горячем снеге», и у нашего земляка Михаила Алексеева в «Солдатах» и «Моём Сталинграде». И боль наша оттого, что немолодым уже советским офицерам, прошедшим Афганистан и другие конфликты, пришлось взяться за оружие уже практически у себя дома, на славянской, древнерусской земле, боль эта немного слабеет от осознания того, что они, эти носители гордого звания «офицеры», столь прекрасно воспетого Борисом Васильевым в одноимённом произведении, они есть сегодня, и добро привычно может на них опереться.
В этом смысле первая повесть книги — «Даю шанс!» является своеобразным продолжением «Мести майора Вишняка». Продолжением не сюжетным, но — философским, мировоззренческим, если хотите даже в чём-то футурологическим. Ведь по большому счёту поколение майора Вишняка уже сделало своё дело — билось в Чечне и Дагестане, приняло на себя первый удар на Донбассе. Однако даже легендарная гвардия древних персидских царей — так называемые «бессмертные» вполне себе были подвержены гибели от меча, копья или стрелы, а те, кто миновал эту доблестную участь, не избежали старости... Бессмертное кадровое наследие Советской армии уходит — и с этим ничего не поделать. И книга «Даю шанс!» — она как раз о тех, кто придёт (уже приходит!) на смену. Её герой — молодой и совершенно «постсоветский» человек. Таковых немало на той, как нам недавно казалось, совершенно невозможной войне, и это нормально — война, гражданская в особенности, всегда прежде всего прибирает к рукам молодость. Но протагонист повести географически никак не связан с Донбассом, да и от политики он далёк изначально. Катализатором его перерождения послужила личная, семейная драма, но многие ли из нас в такой ситуации отправились на войну, а не к психологу, другой женщине или в ближайшую пивную — «заливать» горе? Герой же повести А. Зуева отправляется на Донбасс, и это — не только врождённое проявление чувства справедливости, это и протест против всеподавляющей власти общества потребления, олицетворением, символом которого выступает его — теперь бывшая — супруга. И там, на войне он получает не только закалку от большого мужского дела и обретает прозрение. Находясь между жизнью и смертью после ранения, он проходит духовное очищение, переживает катарсис, из которого «возвращается» совсем другим, вероятно, обретая смысл жизни.
Лучшие книги о войне — всегда антивоенные книги. Абсурдность, иррационализм и тотальная несправедливость войны на востоке Украины показана в повестях Александра Зуева со всей беспощадностью даже не военной прозы — военной журналистики. Гибель подневольных украинских военных в уничтоженном транспортном самолёте (и его последующая утилизация ополченцами), юного механика-водителя в подбитом бронетранспортёре, солдат-призывников на роковом поле под Дебальцево — все эти сцены недвусмысленно подталкивают читателя к невесёлым размышлениям о том, доколе кукловоды из высокого политического закулисья будут разменивать мальчишеские жизни на реализацию своих амбиций и притязаний, тщетных перед лицом Вечности?
Но яростной отповедью лицемерным сценаристам войн и переворотов становятся слова и дела персонажей повестей Александра Зуева. «Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире» — написал как-то Махатма Ганди, кстати, последовательный ученик Льва Толстого, одного из русских писателей, ссылками на произведения которого открывалась эта статья. Начиная действовать, они не задумываются о последствиях для самих себя, но думают о будущем — для всех русских людей, для всей русской земли, всего Русского мира, который больше Донбасса, больше Украины и России, ибо от эпохи «Повести временных лет» до сегодняшнего дня русский способ познания мира — обретение правды. Думаю, в этом и состоит искомая нами русская национальная идея.
И искать её не нужно — стараниями наших лучших людей она всегда с нами и от неё «Русская земля стала есть».
Алексей Бусс