Осенью 2024 года в Мурманске вышел фестивальный альманах "Капитан Грэй" памяти писателя Дмитрия Коржова, в котором опубликована статья-воспоминание Алексея Бусса.
ПРОГУЛКА С РОСОМАХОЙ
Яркое, непривычно низкое солнце, которое не греет, а только слепит и путает, – вечер? утро? Просторный, местами даже пустынный какой-то город, стылый ветер с залива тянет через мостовые и тротуары первую сухую позёмку… В Мурманске октябрь, больше похожий на декабрь в моём Поволжье. Холодно, но – почему-то уютно и радостно мне в заполярном порту в один из дней фестиваля «Капитан Грэй». Наверное, потому, что гуляем мы в этот час с моим другом, писателем Александром Рыжовым и его супругой Ольгой по улицам, улочкам и лестницам (о, они здесь, на сопках, не менее важны, чем улицы!) Мурманска, а ведёт нас, выступая заправским и увлечённым экскурсоводом Дмитрий Коржов, по приглашению которого, собственно, я и попал в Заполярье…
На этот момент я знаком с Димой Коржовым уже едва ли не два десятилетия и… несколько часов. Да, так получилось – тот же Саша Рыжов однажды свёл нас, молодых тогда поэтов, и повод для знакомства был весьма литературным – Рыжов с Коржовым задумали своё поэтическое движение, некий «…-изм», философского содержания которого я сейчас уже и не припомню, но тогда – поддержал горячо и искренне. Естественно, делалось это всё заочно, удалённо, как сейчас бы сказали. Из амбициозной нашей затеи ничего не вышло, но знакомство с Димой сохранилось, осталось и со временем переросло в переписку по электронной почте, а позже – в соцсетях. Как-то сами собой появились общие знакомые, издания, друзья, «друзья друзей» и пр.
И вот только сегодня мы сошлись, наконец, очно – но так, будто просто не виделись какое-то время, как старые товарищи – так бывает, когда человек близок тебе изначально, по духу.
А Дима был близок – стихами, поступками, делами. Все эти годы я с восторгом и даже некоторой завистью следил за его публикациями, поездками, инициативами и успехами. Следил, и восхищался – как можно столько успевать?
А Дима успевал, он для всего как-то находил время… Вот выкроил его и для нашего с Сашей Рыжовым совместного творческого вечера в одной из мурманских библиотек, хотя в разгар фестиваля он, как один из его организаторов, наверняка был очень занят.
После выступления и состоялась эта памятная для меня прогулка – мы провожали Сашу и Олю на вокзал, они уезжали к себе Оленегорск, а по пути Дима рассказывал о своём любимом городе. Не просто рассказывал – показывал, а иногда и прямо направлял нас по легендарным маршрутам.
Например, по маршрутам героев фильма «Путь к причалу». В моей семье это культовая кинокартина, связанная с детством моей мамы, знакомая мне практически наизусть. И вот мы идём с Коржовым по Мурманску и постепенно как-бы «входим в кадр». – «Вот здесь, – говорит Дима, – шёл Зосима Семёнович Росомаха из вытрезвителя в порт, забор всё ещё тот же, а общая перспектива изменилась…» И вставали передо мной сцены из фильма, и всё вокруг было как будто кино…
Мы о многом говорили во время той прогулки. О Виталии Маслове и заполярной литературе, об иностранных интервентах и конструктивизме, о современной поэзии и о фестивале «Капитан Грэй», конечно.
Это о Маслове, учителе и друге, Коржов написал целый поэтический триптих, где есть такие строки:
Дарованный свыше учитель,
Испытанный светлый талант –
Он звал меня бережно – «Митя»,
Как матушка в детстве звала.
Люблю очень полушуточную «теорию рукопожатий»… Так вот, Маслова ведь рекомендовал в Союз писателей Виктор Конецкий! То есть через ученика Маслова и знатока киношных локаций Димы Коржова до автора литературной первоосновы и сценария кинокартины «Путь к причалу» Конецкого, как и до его персонажей, включая Росомаху, – всего два рукопожатия! Вот так переплетается жизнь и искусство… И об этом тоже много думалось и говорилось во время той прогулки.
Собственно, будучи мастером, или, по-фестивальному, по-грэевски, «штурманом», я приехал в Мурманск более учиться, чем учить. Хотелось посмотреть, как делаются такие форумы, пообщаться с их создателями. Я вообще был согласен на роль наблюдателя, но Дима Коржов, а впоследствии и Илья Виноградов, капитан и фестиваля, и мурманской писательской организации, уверенно направили меня к штурманскому столику своим вопросом: «Готов поработать мастером?»
Конечно, я был готов! Мой опыт руководителя лито и книжно-журнального редактора кому-нибудь да пригодится, а уж мне эта поездка пригодится точно!
И уже на следующий день после той памятной коржовской прогулки я убедился, насколько большой и важный труд был проделан командой фестиваля в таком простом, на первый взгляд, секторе работы, как отбор участников для семинаров. В моём случае это были семинары прозы. Но точно знаю, что и на поэтическом и других семинарах молодые и начинающие авторы были подобраны со смыслом, интересно, творчески.
Наш с замечательной Светланой Чураевой, мастером из Уфы, «класс» выглядел занимательной мозаикой из начинающих, растущих, цветущих, разновозрастных и разностилевых авторов с разных концов страны. Кто-то только впервые попробовал себя в прозе, кто-то уже добился немалых успехов и тиражей на этом поприще, кто-то вообще только экспериментирует с формой и содержанием, а для кого-то проза – всего лишь способ изложения собственных воспоминаний… И всё, от фантастики до биографических ретроспекций, – не просто интересно, а с какой-то изюминкой, со своей интонацией, со своей непохожестью! Я намеренно не называю имён, хотя и пофамильные списки, и конкурсные произведения, и даже книги многих моих мурманских «семинаристов» – вот они, до сих пор передо мной, а с некоторыми я до сих пор поддерживаю связь, слежу за их творчеством, радуюсь… Не называю, потому что никого не хочу выделять никого в этой статье, кроме того, кто с таким искусством их отобрал, кто стоял за складыванием этой яркой литературной мозаики.
А это как раз он, мой друг Дмитрий Коржов. Не умаляя лепты, вложенной в фестивальный отбор другими профессиональными писателями и редакторами, всё же рискну предположить, что слово Коржова было решающим. И не только потому, что Дмитрий Валерьевич отличался иногда неким максимализмом и резкостью суждений в литературных спорах, но и по причине искренности его и энциклопедической начитанности. А ведь рецензент, хороший рецензент – это, прежде всего, хороший, внимательный читатель.
Участникам фестиваля повезло с таким отборщиком, нам, мастерам – с коллегой и духовным вдохновителем «Грэя», а ведь в моей семинарской группе были ещё и участники возглавляемого им мурманского литобъединения «Мурман»! Молодые ребята, совсем не похожие друг на друга в своих произведениях, всё же имели что-то неуловимо общее в методах работы, в подходе к тексту, в отстаивании своего мнения во время обсуждения рассказа. Чувствовалось, что кто-то волевой и знающий «ставил» им творческий голос, помогал набивать руку, вёл за эту руку – то есть всё то, что в литературоведении называется «школой», подразумевая и учебный процесс становления писательского мастерства, и некую духовную общность.
Вслед за великими Виталием Масловым и Николаем Колычевым Дмитрий Коржов оставил свой след в Мурманской литературной школе. Порукой тому – фестиваль, молодые писатели, соратники и друзья, разбросанные по всей России и за её пределами.
Порукой тому – его стихи, которые с благодарностью теперь повторят уже в память о Коржове, своём наставнике, его ученики:
Дарованный свыше учитель,
Испытанный светлый талант…
Алексей Бусс,
поэт, прозаик,
эксперт литературного фестиваля
«Капитан Грэй»