В шестом номере литературно-художественного журнала «Волга-XXI век» опубликованы главы из книги мемуаров члена Союза писателей России АННЫ МОРКОВИНОЙ «Говорящая рыба».
Предлагаем небольшой отрывок:
«…Самым близким, самым дорогим для меня человеком в семье (кроме мамы, конечно) всегда был мой дедушка, мамин папа Сергей Хрисанфович Пастушков. Именно он рассказывал мне, маленькой девочке, придуманные им сказки, а когда я уже училась в школе, настаивал: «Анечка, записывай историю своей семьи. Иногда даже трудно представить, что всё это было с нами, с нашими родителями… Потом будет очень интересно читать и тебе, и внукам твоим, и другим людям».
Сергей Пастушков (тогда его звали Серёжей) родился 24 сентября 1914 года в станице Усть-Медведицкой (ныне – город Серафимович Волгоградской области). <…>
Дедушка обладал ярко выраженным оригинальным мышлением. В юности он писал стихи и, достигнув совершеннолетия, отправился поступать не куда-нибудь, а в Москву, в Литературный институт. Что за мечта двигала им?.. Пример известного земляка, написавшего повесть «Железный поток»? Собственные бурлящие творческие силы?.. Но этой мечте не суждено было воплотиться: в поезде на переезде Камышин–Саратов у него украли вещи, документы, и огорчённому Сергею пришлось сойти в нашем городе. Как, почему ему тогда никто не помог? И что за силы вмешались в его судьбу, мы не знаем, но только Сергей поступил в Саратовский институт механизации сельского хозяйства, окончил его и женился на однокурснице Фриде Траубе. Я даже не представляю, что им говорили родители с той и с другой стороны? Оригинальная получилась пара! Но любили друг друга до последних дней.
Литературные способности Сергея проявлялись в годы учёбы в том, что он писал стихи для факультетской стенгазеты. Говорят, его даже называли «наш Лебедев-Кумач». Ну что же, время было такое… Также дед вёл свой личный дневник, что-то потихоньку записывал, зарисовывал, но публиковать свои произведения так и не стал, оставил в рукописях.
Сергей окончил институт буквально в канун войны, но из-за больного сердца на фронт его не взяли. Пастушков стал работать на недавно открывшемся заводе щелочных аккумуляторов (СЗЩА) в Заводском районе. В годы Великой Отечественной войны ему пришлось руководить цехом, где в основном работали женщины. Я не помню, чтобы родные вспоминали то время, трудные будни, когда нужно было вырабатывать гораздо больше нормы. Дошли до меня обрывочные сведения, но ничего запоминающегося из той военной жизни я рассказать не могу. Не так давно вспоминала соседка по коммунальной квартире дедушки, что бабушка всегда очень нервничала, когда Сергей Хрисанфович задерживался на работе, если его срывали с места в неурочное время. Но вроде бы всё обошлось без каких-то сложных ситуаций…»
Публикация полностью на сайте журнала: https://g-64.ru/volga/files/Volga_6_2024.pdf