В журнале "Волга-XXI век" опубликован рассказ "Потерянные вещи" писателя, сценариста, члена Союза писателей и Союза журналистов России , кандидата политических наук, магистра искусствоведения Светланы Федоровой. Рассказ этот из новой книги Светланы Андреевны "Волшебные люди", которая вышла в январе этого года в Москве ("КнигИздат"). Второй номер журнала опубликовал также рецензию на эту книгу
Людмила Липатова
Увидеть в людях волшебство
Светлана Федорова. Волшебные люди:
сборник рассказов. – Москва, «КнигИздат», 2024
Тираж сборника рассказов «Волшебные люди» поступил на полки московских книжных магазинов, а также интернет-магазинов в начале года. Это восьмая книга автора, в которой собраны истории и рассказы в жанре притч и сценарные зарисовки. Это именно зарисовки – ретроспектива событий ведётся сжато, нарисована лишь канва сценариев, намечены основные действия, чувствуется, что многое у автора осталось за пределами обложки книги. Сценарии короткометражных фильмов легко можно развернуть в полноценные фильмы и даже сериалы. Фонтан искромётных идей бьёт яркими новыми мыслями, повороты сюжетов по-хорошему интригуют, детали увлекают. Язык рассказов живой, образный, интересны речевые особенности уникальных героев и традиционных типажей.
Светлана Федорова – молодой и одарённый писатель-сценарист. В её прозаических произведениях чувствуется мастерство данное от природы и то, которое заложили преподаватели ВГИКа им. С. Герасимова. Читаешь рассказы из книги «Волшебные люди» – и встают перед глазами кадры ещё не снятых фильмов, характеры героев, детали пейзажей, интерьеров. Повествование насыщенно, выпукло, реалистично. Так и хочется сказать «Верю!», даже в тех моментах, где сюжет сознательно доведён автором до абсурда.
С одной стороны, Светлана Андреевна является летописцем сегодняшнего времени – описываемые события современны, ситуации и герои типичны и узнаваемы, но с другой стороны – представленные в книге люди действительно волшебные, так как каждый обладает какой-то собственной неповторимой способностью чувствовать окружающий мир. Светлана – глубокий знаток человеческой психики, и её истории отражают вечные внутренние проблемы личности, а также конфликты индивидуума и общества. Но в то же время она как вдумчивый человек, живущий в гармонии с миром, пытается понять и оправдать не всегда явный с первого взгляда замысел Творца, донести глубину его до читателя. Так в рассказе «Операция души» отрицательные черты характеров являются спасительными для их носителей. Может быть, они не всегда приятны для окружающих, но, утратив эгоизм, напористость или же, наоборот, нерешительность, герои лишаются своей защитной оболочки, а это чревато необратимыми последствиями.
Я не во всём согласна с автором, где-то Светлана сильно утрирует события и характеры, где-то даёт ощутить на грани нюансов, но, в любом случае, сюжеты заставляют задуматься, искать подтверждения или же возражения исходя из собственного жизненного опыта. На мой взгляд – это полезно уже тем, что побуждает многое переосмыслить. Я поймала себя на том, что после прочтения этой книги более пристально стала присматриваться к людям и главное – снисходительнее относиться к их поступкам, начала больше прощать. Ведь я не знаю до конца мотивов тех или иных действий, не ведаю движений их душ. Так мне ли судить?! Потому низкий поклон писателю, что делает меня добрее.
Основным произведением этой книги я считаю цикл притчевых рассказов «Семь воскресений», иллюстрирующих семь смертных грехов – это примеры из жизни, которые приводит отец Сергий для подростка-инвалида Миши, впавшего в уныние. (А кому неведом этот смертный грех?! Пожалуй, каждому довелось испытать его на себе.) Писателю удаётся без морализаторства на примерах обычных людей показать неотвратимые беды, к которым приводят человеческие грехи. С авторским толкованием грехов можно соглашаться или не соглашаться, но это достаточно правдоподобные, эмоциональные короткие истории, которые захватывают и держат в напряжении. Впечатление от прочитанного долго не отпускает, герои запоминаются, рассказы заставляют пересматривать и свою жизнь.
А ещё, чем лично мне дороги произведения Светланы Федоровой – это не осуждение. Кого бы она не выписывала в сочинениях – олигарха, учёного, бомжа или алкоголика – она говорит с огромной любовью и уважением к своему герою, с пониманием его проблем, с деликатным соблюдением личного пространства, докапывает до причин зарождения конфликта или начала деградации личности, добивается сочувствия к человеку и христианского всепрощения. И всего ей удаётся достичь легко, как само собой разумеющееся. Чувствуется, что это не искусственно созданная писательская позиция, а личная философия и образ жизни автора.
Читая рассказ «Остров мечты», я ностальгировала по пионерскому детству, теряла вместе с главным героем Глебом Ланиным ориентиры в настоящем, пыталась опереться на верных друзей, очаровывалась, разочаровывалась и выстраивала перспективы будущей жизни. Подпадала под власть обаяния сильной личности и в то же время сопротивлялась этой власти. Переживала за мягкотелых его друзей и одновременно уважала их за бесконечную доброту и самопожертвование. Федорова умеет несколькими штрихами показать сложность, противоречивость и неоднозначность человеческой натуры. Так, тот же Глеб Ланин несчастен от своей гордыни, косности, негибкости, нечуткости. Он, сильный, полон презрения к людям, что видятся ему слабыми, но в их искалеченных судьбах больше человеческого, больше настоящей любви и невольно мои симпатии переходят на их сторону. В её повествованиях идёт незримая борьба волевых целеустремлённых людей и мягких, доверчивых, будто автор подсознательно решает для себя вопрос: кто же нужнее в мире? И так же неявно победителями выходят слабые (читайте: добрые), их любовь подкупает искренностью, бескорыстностью, покоряет самоотдачей.
Привлекательной чертой этого писателя является здоровое чувство юмора, рассказы содержат многочисленные комические эпизоды, а герои часто прописаны с тонкой доброй иронией. Светлана Федорова умеет примирить свадьбу и поминки, интеллигентов и торгашей, правосудие и авантюристов, власть и народ, жену и любовницу (рассказ «Полный вперёд»). И всем уютно и комфортно в её книге. Как в рассказе «Дед – no dead», в начале которого дед и внучки вызывают стойкое отторжение читателя, но постепенно, проникаясь симпатией к их девической неустроенности и его неутомимому жизнелюбию, ловишь себя на участии, сопереживании и пожелании многих лет жизни активному незлобивому старику и его заботливым внучкам.
Каждому рассказу в книге предшествует эпиграф точно подобранный, ёмко резюмирующий и дополняющий изложенный сюжет. В этом тоже есть особое очарование – чувствуется эрудиция писателя и большая любовь к мировой литературе.
В сборник вошло одиннадцать рассказов, не буду говорить о них подробно, чтобы дать возможность читателю совершить свои открытия, но чтение каждого доставляет подлинное удовольствие, действия и события динамичны, эмоции сильны. Спасибо огромное Светлане Андреевне за новую книгу. Надеюсь, что сборник «Волшебные люди» станет приятным новогодним подарком для любителей современной книги в лучших классических традициях.