Саратовское РО ООО «Союз писателей России

СМИ о нас

В третьем номере литературно-художественного журнала «Волга-XXI век» опубликована рецензия писателя, литературного критика, члена Союза писателей России Людмилы ЛИПАТОВОЙ на книгу стихотворений Олега ДМИТРИЕВА «По дорогам Эллады. Путешествие второе» (Саратов, издательство «Саратовский источник», 2019).

 

Людмила ЛИПАТОВА

КАК ОБЕЗГЛАВИТЬ ДРАКОНА

Олег Дмитриев «По дорогам Эллады. Путешествие второе». – Саратов, издательство «Саратовский источник», 2019. – 92 с., с илл.

 

В энциклопедической статье (Википедия) о древнегреческой литературе говорится: «Отличавшая древнего эллина способность живо воспринимать окружающее и быстро отзываться на него, проникать глубоко в основные мотивы явлений и улавливать их типические, существенные черты, пластичность греческой речи, позволявшая эллину выражать легко и точно каждую свою мысль и настроение со всеми их оттенками, сообщили древнегреческой литературе гуманистический характер». Именно эти особенности, на мой взгляд, в полной мере сохранил и передал в своих стихах, написанных по мотивам мифов Древней Греции, Олег Дмитриев.
Как пишет сам автор в предисловии ко второй книге мифов: «Предложенные версии мифов не претендуют на научную и литературоведческую точность, они несут личностный взгляд на события, описанные в них. Просто очень захотелось понять, какие струны души могут затронуть эти старинные, но не устаревшие истории любви и дружбы, верности и предательства».
У Дмитриева книги выстроены математически чётко, каждое новое «Путешествие по дорогам Эллады» включает в себя три дюжины поэтически переосмысленных мифов, написанных длинной строкой. Редко встречающийся нынче в поэзии пятистопный амфибрахий отличается большой словоёмкостью и гибкостью, хорошо вмещает сложную фразу и даёт ощущение погружения в древнюю эллинскую поэзию и мифический мир, наполненный чудовищами, богами и, конечно, героями. И хотя «Все боги порой подают нам дурные примеры, / Под золотом – гниль, стоит пальцем слегка поскрести» – это «Миф о детстве Геракла», в котором повествуется о том, как «…Ещё до рожденья Геракла ревнивая Гера / Его невзлюбила и стала интриги плести…» Миф, может быть – и ложь, но читателю, как доброму молодцу, из недобрых дел полезно извлекать добрые уроки:

Так стоит ли ставить нам в жизни друг другу подножки?
За пазухой, сильно согнувшись, таскать кирпичи?
Не лучше ль со всеми делиться добром понемножку,
Душою гореть, зажигая созвездья в ночи?

Греческие боги, это всем известно, необузданны, похотливы и коварны. Но есть же ещё герои! Автор представляет подвиги героев и советует нам в каких-то случаях брать с них пример, как с Геракла и Одиссея:

Когда на пути вы своём повстречаетесь с гнидой
Иль с гадом иным, эти мифы припомните вновь –
Как смог Одиссей между Сциллой пройти и Харибдой
К своей Пенелопе, хранящей святую любовь.

Или, наоборот, не брать пример, как в «Мифе об Эгейском море», где Тесей «Уйдя с головою в любовные переживанья, <…>, Забыл наш герой, что отцу он давал обещанье / сменить паруса, возвращаясь в родные края. <…> Но дети опять все наказы отцов забывают, / И море над нами смыкается мёртвой волной».
И хотя «по улицам нынче никто не гуляет в хитоне», но тема родительского переживания за своих чад близка Олегу Юрьевичу. Ведь у него кроме сотен учеников по всей России, о талантах которых он может рассказывать увлечённо и с бесконечным теплом в глазах, есть и двое собственных, уже взрослых детей. А чем взрослее дети – тем большие волнения они доставляют. Потому, наверное, таким трогательным получился у него «Миф о Фаэтоне»:

Был Гелиос хмур – ведь дорога крута и опасна,
Там слева и справа тельцы, скорпионы и львы.
Но сына уже отговаривать было напрасно –
Безумное сердце не слышит отцовской мольбы…

Но сколько б ни минуло на Земле столетий:

И вновь, не внимая отцовским разумным советам,
Летят сыновья в колесницах в тревожную даль.

Я думаю, что главная ценность этих стихов не в переосмыслении мифических сюжетов, а в переосмыслении своей собственной жизни. Так как во время чтения я невольно примеряла на себя разные роли: какой выбор сделала бы, проходя, как Одиссей, между Сциллой и Харибдой? Достало бы мне сил дождаться корабля с чёрным парусом, как старому Эгею? Как поступила бы на месте дочерей Даная, как выбрать между отцом и мужем? (Даже сердце колотится при чтении от таких мыслей. Хорошо, что я могу переживать события мифов лёжа на диване, обдумывать всё не спеша, а то в запале неизвестно бы чего натворила.)
Олег Дмитриев все трагические мифы (а они почти все трагические) преподносит с иронической ноткой, метко вставляя в размеренный, величественный ритм современное словцо. Как в «Мифе о Беллерофонте, Пегасе и Химере»: «А дым из Химеры валил, как из труб химзавода» – сразу наглядно, понятно и не страшно, потому что читатель включается в своеобразную игру, которую я бы назвала «Обезглавить дракона», ведь смех, как известно – лучшее оружие. (Помните к/ф Марка Захарова «Убить дракона» по пьесе Евгения Шварца, суть фильма: победить дракона в себе). А Химера… «Издохла она. Как учили потом пионеры, / Готовясь к великой борьбе за какой-то там «-изм». И здесь же поэт предупреждает: «Что ложных идей нас порой увлекают химеры…», от которых тоже, как от страстей и пороков, надо безжалостно избавляться, по примеру героя Беллерофонта, смело пронзившего чудовище острым копьём,
Переосмысливая древние мифы с высоты XXI века, автор подчёркивает, что всё те же пороки терзают людское общество: «И рог изобилья сегодня повсюду все ищут, / И гибнут бесславно, с ума от богатства сходя…» («Миф о роге изобилия»). Да, мало что изменилось в человеческой сущности, потому мифы до сих пор актуальны, если читать размышляя, извлекая, как ядро из скорлупы ореха, и применяя к сегодняшнему дню мудрость великих эллинов, ставя совесть и любовь в качестве самого высокого мерила.
Тут вспоминается «Миф о царе Мидасе» с его необузданной жадностью, для которого золото стало в итоге проклятием. И как противопоставление Мидасу – «Миф об Антигоне», где сестра проявила любовь, что больше жизни, и, не побоявшись кары, нарушая царский запрет, предала земле тело погибшего брата:

И поняли люди, что выше царёва закона
И выше богов почитать надо совесть и честь.
А мысль эту важную им подала Антигона,
Поступком своим благородным поправшая смерть.

Да, есть в мире то, что выше жизни, нужнее богатств, но, к сожалению, мы не можем похвастаться в нашем современном обществе соблюдением этого непреложного закона и нет уже коварства, подлости, глупости, изжиты все пороки и царствует мир и счастье… По-прежнему идут войны, по-прежнему сильные пытаются обидеть слабых, хватает ещё ненависти, зависти, чрезмерно потакание своей гордыне. Об этом ещё раз напоминает нам Олег Дмитриев в «Мифе об Астрее»:

…Созвездие Девы над нами плывёт невесомо,
Нам наши ошибки исправить уже не дано,
И в пробках в истерике плачут и воют клаксоны,
Про век Золотой в Голливуде снимают кино.
Но бомбы готовят в Германии, в Штатах, в Корее,
Всё больше ракет на такой беззащитной земле,
И, чтобы поверили все в возвращенье Астреи,
Начать справедливость искать нам придётся в себе.

Так пустимся же по дорогам Эллады, на встречу с богами и героями, приняв правила игры поэта. Ведь какими бы умными и образованными мы ни были, но:

…На каждого умника в мире найдутся Эдипы,
Для каждой загадки когда-то найдётся ответ. («Миф об Эдипе»)

…И все мы за рамки стремимся, подобно Тесею,
Влезать не хотим мы в «Прокрустово ложе» ЕГЭ.
Ведь знания те, что пока мы сегодня имеем,
С минутою каждою устаревают вдвойне. («Миф о Тесее»)

Вроде бы все мифы нам давно известны вдоль и поперёк: «Но мать всех наук – это ясно как пень, повторенье», и потому (мне уж точно!) показалось полезным перечитать мифы в поэтической современной интерпретации саратовского поэта Олега Дмитриева. Он так ненавязчиво в «Мифе о Филемоне и Бавкиде» напоминает, что отзывчивость и участие необходимы всем и всегда и в каждом встречном надо видеть в первую очередь человека:

Здесь храм доброты возвели они вместо хибары,
Филемон с Бавкидой при нём коротали свой век.
Незваные гости – они иногда – не татары,
Пришелец из космоса – тоже порой человек.

Однообразность ритма, правда, немного утомляет, но медленно вчитываясь в длинные строки, умело переплетающие мифы и реальность, я замечаю, что этот ритм способствует тому, чтобы ум впитал в себя ёмкие метафоры, душа оттаяла и утвердилась в непреложных истинах вечного добра и чистоты. А если вы тоже войдёте во вкус, и одной книги мифов вам покажется мало, то спросите у автора или в библиотеках города ещё – летом прошлого года вышла в свет книга «По дорогам Эллады. Путешествие третье» (а написано уже пять!). И в каждом сборнике – жизненная мудрость веков, проникновенная лирика, острая сатира (иногда переходящая в ёрничанье) и настоящая человеческая любовь.

          

Категория: