Министерство культуры, Саратовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз писателей России», Областной Дом работников искусств провели церемонию награждения победителей Областного поэтического конкурса Турнир поэтов «Поэзия, отражаающая мир…» В поэтическом празднике приняли участие любители поэзии, члены и руководители литературных объединений из 17 муниципальных районов области, писатели, культурная общественность города Саратова.
В торжественной обстановке победителям турнира были вручены денежные премии, дипломы и коллективные сборники:
Гран-при
Горностаеву Александру Петровичу, члену литературной студии «Голоса поколений», город Саратов;
Руководитель литературной студии «Голоса поколений» Бусс Алексей Александрович, город Саратов;
Первую премию
Жогло Ольге Васильевне, члену литературного объединения «Вдохновение» г. Энгельс;
Руководитель литературной Арт-студии «Вдохновение» Насыров Юрий Заманович, город Энгельс;
Вторую премию
Татаркиной Ольге Александровне, члену литературного центра «Возрождение» им. Федора Панферова, г. Вольск;
Руководитель литературного центра «Возрождение» имени Федора Панферова Крашенинникова Наталья Сергеевна, г.Вольск;
Третью премию
Савельевой Ольге Юрьевне, члену литературно-поэтического клуба «Новая строка», г. Саратов;
Руководитель литературно- поэтического клуба «Новая строка» Начинкина (Жадан) Александра Сергеевна, г.Саратов;
Специальную премию «Дебют»
Татарчук Дарье Юрьевне, члену литературной студии «Голоса поколений», город Саратов;
Руководитель литературной студии «Голоса поколений» Бусс Алексей Александрович, город Саратов;
Специальную премию «Приз зрительских симпатий»
Соколову Максиму Александровичу, члену литературного центр «Возрожденеие» имени Федора Панферова, г.Вольск;
Руководитель литературного центра «Возрождение» имени Федора Панферова Крашенинникова Наталья Сергеевна, г.Вольск
Дипломантами поэтического конкурса Турнир поэтов «Поэзия, объединяющая мир» стали:
1. Наумова Алена Николаевна, член литературной студии «Голоса поколений», город Саратов;
Руководитель литературной студии «Голоса поколений» Бусс Алексей Александрович, город Саратов;
2. Рябинин Иван Тимофеевич, член поэтического клуба «Перезвон сердец», р.п.Романовка
Руководитель поэтического клуба «Перезвон сердец» Кондратьева Татьяна Николаевна, р.п. Романовка;
3. Попов Владимир Владимирович, член литературного объединения «У негаснущей свечи», город Балашов;
Руководитель литературного объединения «У негаснущей свечи» Евстигнеева Татьяна Александровна, город Балашов;
4. Родина Наталья Геннадьевна, член литературного объединения «У негаснущей свечи», город Балашов;
Руководитель литературного объединения «У негаснущей свечи» Евстигнеева Татьяна Александровна город Балашов;
5. Калина Татьяна Михайловна, член литературного центра «Возрождение» имени Федора Панферова город Вольск;
Руководитель литературного центра «Возрождение» имени Федора Панферова Крашенинникова Наталья Сергеевна, город Вольск;
6. Шавыкина Ольга Ивановна, член литературного центра «Возрождение» имени Федора Панферова, город Вольск;
Руководитель литературного центра «Возрождение» имени Федора Панферова Крашенинникова Наталья Сергеевна, город Вольск;
7. Тремасова Наталья Владимировна, член литературной студии «Голоса поколений», г.Саратов;
Руководитель литературной студии «Голоса поколений» Бусс Алексей Александрович, город Саратов;
8. Афонина Таисия Петровна, член литературного объединения «Люстра Эммы»,г. Балаково
Руководитель литературного объединения «Люстра Эммы» Кудрявцева Надежда Васильевна, город Балаково;
9. Бадикова Анна Владимировна, член литературной студии «Голоса поколений», г.Саратов;
Руководитель литературной студии «Голоса поколений» Бусс Алексей Александрович, город Саратов;
10. Белолипцева Елена Михайловна, поэт, руководитель любительского объединения «Лира» сельского клуба Малая Осиновка, Аткарского района;
11. Начинкина (Жадан) Александра Сергеевна, член литературной студии «Голоса поколений», г.Саратов;
Руководитель литературной студии «Голоса поколений» Бусс Алексей Александрович, город Саратов;
12. Липатова Людмила Викторовна, член литературной студии «Голоса поколений», г.Саратов;
Руководитель литературной студии «Голоса поколений» Бусс Алексей Александрович,город Саратов;
13. Смирнова Наталья Сергеевна, член литературно-музыкального объединения «Лира», г. Красноармейск;
Руководитель литературно-музыкального объединения «Лира» Трошина Нелли Юрьевна , г.Красноармейск;
14. Попов Виталий Виктрович, член литературной студии «Голоса поколений», г.Саратов;
Руководитель литературной студии «Голоса поколений» Бусс Алексей Александрович, город Саратов;
15. Кармаев Иван Яковлевич, член литературного объединения «У негаснущей свечи», город Балашов;
Руководитель литературного объединения «У негаснущей свечи» Евстигнеева Татьяна Александровна, город Балашов;
Для участников вечера был дан праздничный концерт, победители конкурса прочитали свои стихи. В заключение члены жюри конкурса Владимир Гурьянов, Михаил Лаврентьев,Наталия Кочелаева, Владимир Шабаев провели мастер-классы.
ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ СЛОВО
Вступительная статья к коллективному сборнику победителей
литературного конкурса
ИВАН ПЫРКОВ,
ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ,
ДОКТОР ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК
Поэтическая строка - при всей своей вариативной многогранности - это всегда реплика в диалоге, вопрос, или ответ, или сомнение, или запальчивое утвержденье. А потому, читая стихи, вольно или невольно начинаешь вступать в разговор с их автором, что-то договариваешь за него, в чём-то с ним не соглашаешься, увлекаешься его мировоззренческими открытиями.
И сейчас, перелистывая готовящуюся к выходу книжечку стихотворных лесенок, я очно-заочно веду беседу с принявшими участие в очередном поэтическом конкурсе авторами, мысленно отчёркиваю запомнившиеся строки, вновь возвращаюсь к точно подобранным и незатёртым эпитетам, с надеждой ожидаю метафор и ярких сравнений. Да только не в одних метафорах дело. Тут, понимаете ли, важна интонация того самого разговора, и если у человека есть он, свой голос, свой молодой - не в возрасте дело! - взгляд на мир, то и общение получится плодотворным, интересным.
Вот пишет Ольга Татаркина из Вольска, пишет окрылённо и почти даже невесомо, развёрстывая до метафорического масштаба поэтику лёгкого касания. Все в её стихах - своё, всё дышит и звучит, и картины, набрасываемыми вольными штрихами, остаются в памяти глубоко. Как зимуют лягушки? Вот чем интересуется поэт. Казалось бы, поэтическое ли это дело, снисходить до таких заземлённых (или запруженных) вопросов? Но в том-то всё и дело, что поэзии есть интерес до всего. Не существует “непоэтических тем”. И как хорошо, как плавно ложатся на слух образы Татаркиной. “Когда ослабнут лапы мороза, // И станет мокрым сахаром снег, // В объятьях сладких анабиоза // Лягушки встрепенуться во сне”. И далее: “И луч не защекочет им спину, // Не потревожит житель лесной. // Вот выпасть бы из жизни на зиму, // А после как проснуться весной!” Этому отчаянно-самостоятельному, молодому голосу суждено будет, надеюсь, взять ноты серьёзной поэтической высоты. Несомненно, мы наблюдаем становление настоящего большого поэта.Но и работа впереди немалая - идти по своему извилистому пути всегда сложно, и много на нём развилок, поворотов, подъёмов, спусков. Ну а пока “в облаках молоко вскипает”, и главное его не упустить, не потерять независимости взгляда и лёгкости красок.
У Александра Горностаева, получившего, к слову, гран-при конкурса, подход к воплощению образов несколько иной - вязь его стихов, причудливая, тонко-ажурная, весьма искусно созданная, выводит читателя к многослойным культурологическим срезам, автор как бы вторит сам себе, сотворяетна последующих витках орнамента всё новые и новые вариации гибко обыгрываемой поэтической мысли. “Передои мной не монотонность небоскрёбов эры электроники. // Но амфоры и мачты кораблей усыпали песчаный берег”. Интересные стихи многое повидавшего человека, начинающиеся сразу же за публицистическими скобками.
Ольга Жогло из Энгельса (1 место) пишет смело и открыто, её стихотворная речь обращена к именам ярких личностей, на фоне которых ярче, чувствительней проступают болевые точки дня сегодняшнего. Получаются портреты, в которых главное - не физическое сходство, а морально-нравственная перспектива. “В борьбе за миг опередивший время, // Лихачил, гнал по встречной полосе... // Жил не в то время. Дружен был не с теми. // Не в ногу с веком. Не такой, как все”. А какое время - то? А когда поэту можно быть таким, как все? И - можно ли? Или всё-таки нужно мечтать о том, “чего нет на земле?”
Стихи Ольги Савельевой (3 место) более камерны, укромны. В ее прелестной лирической зарисовке “Деревенские” слышится творческая перекличка со многими предшественниками-”деревенщиками”, но есть и своя незаёмная интонация.
Интонационно свежо звучат стихи Дарьи Татарчук (премия “Дебют”), они прежде всего сюжетны, каждый из них - блестяще рассказанная короткая история о свободе, юности и любви.
Нежные, лиричные строки Максима Соколова (приз зрительских симпатий) мне всегда хочется назвать на старинный манер “виршами” - так много в них взято из традиции русских духовных песнопений. Но собственный голос поэта, радостный и молодой, придает этой традиции новое, свежее дыхание.
У жюри поэтического конкурса всегда есть свои любимцы - поэты, которые из года в год демонстрируют рост поэтического мастерства. И зрелый поэт Иван Рябинин, и молодая поэтесса Алёна Наумова умеют построить образный ряд, повернуть зеркало восприятия так, чтобы читающий воспринял реальность по-новому, под другим углом. В поэтическом зеркале Рябинина мы видим старца, подходящего к дереву, чтобы получить от него силу жить дальше, - а в зеркальце Алёны, с замысловатой рамкой его, отражается начинающий свой путь ребенок, еще не знавший печали и разочарования. Наше прошлое - и наше будущее, а между ними - вся жизнь...
Неподдельным пафосом наполнено стихотворение Ольги Шавыкиной “Лейтенанты”. Словно бы дуэтом выступают Виталий Попов (Саратов) и Татьяна Калина (Вольск) - не сговариваясь, они написали стихи о... туче. Но какая разная поэтическая интонация! Туча Попова легкомысленна и наивно-мудра, она охотно вступает в разговор с досужим прохожим. Туча Калиной - грозная, как речная хищница-щука, непознаваема и фатальна, а пути ее неведомы и самому царю Соломону.
Поражают ясностью образов стихотворения Ивана Кармаева, ветерана Великой Отечественной войны. В простых строках - о хлебе, о рябине за окном, - чувствуется мудрость человека, чисто и честно живущего свою жизнь.
Поэзия Натальи Тремасовой более склонна к философии - стремясь видеть и говорить о великом и вечном, поэтесса не забывает и о малом, сегодняшнем, и в ее стихах эти два начала органично переплетены.
Любовная лирика - отдельная тема, на которую всегда хочется говорить особо. Традиционно проявила себя молодая саратовская поэтесса Александра Жадан, студийка “Голосов поколений”. Наталья Родина (Балашов) подкупает свободой поэтической интонации, в которой слышатся отзвуки Серебряного века. Очень точно и образно говорят о душевной жизни женщины стихи Анны Бадиковой (Саратов) и Таисии Афониной (Балаково):
Последняя любовь - вечерняя заря,
Последняя любовь-костёр в ночном тумане,
Цветущая сирень в разгаре января,
Зелёный островок в суровом океане.
Любовь к родному краю, неброская красота русской природы, продолжает давать нашим поэтам пищу для вдохновения. Тут стоит особенно отметить тонкую лирику Елены Белолипцевой из села Малая Осиновка. Сколько их по земле нашей раскинуто - Осиновки, Березовки, Сосновки... И какие смиренно-возвышенные интонации находит поэтесса, чтобы сказать, как любит она:
Этот мохпод осиною,
Тёплый, словно ладонь,
И печаль журавлиную,
И рябины огонь.
Необычайная поэтическая зоркость! В самом деле, мох под деревьями часто бывает теплым, но как что он тепл? Как дружеская ладонь.
Трогательные, ликующие интонации отыскивает в своем поэтическом инструментарии Владимир Попов (Балашов), чтобы в коротких, скупо-точных строках поведать читателю радость от длящегося, медлящего на пороге осени августовского дня. А в стихах Людмилы Липатовой уже бушует метель, и разворачивается сложная метафора - зимний день, как домовитый и строгий хозяин, наводит порядок:
“Выпуская дым кудлатый,
Пробурчал: «Сойдёт и так»”
В самом деле, не так ли говорит хозяин после целого дня трудной работы - не хвалиться же!
А завершают наш сборник изящный философские зарисовки Натальи Смирновой (Красноармейск), которые словно подводят черту под нашим размышлением об интонации в поэзии:
...Серых мыслей шальная конница
Вслед за ветром летит в чисто поле.
Что им станет? Без роду-племени,
Не клялись, не давали присягу.
Но рождается откровение
И ложится строкой на бумагу…
В самом деле “не клялись, не давали присягу...” Нет обязанности писать стихи. Никого нельзя к этому призвать, указывая на великое, объединяющее начало слово. Творчество начинается с малого, подвластное невероятной, неведомой силе. Для кого-то этот толчок станет началом большого пути. Кто-то просто расскажет о том, что тревожит, и окунется в повседневную жизнь. Но все они уже сделали что-то важное, уже произнесли слово. Слово, которое объединяет мир.