Саратовское РО ООО «Союз писателей России

События

  Скоро у нас Праздник праздников – День Учителя. Именно он, Учитель, ввёл нас в прекрасный и захватывающий мир знаний, обучил профессии и во многом определил жизненную судьбу. Учитель сделал всё, чтобы дать общие, профессиональные знания в школе, колледже, вузе и максимально подготовить нас к жизни. Одновременно он же, Учитель, воспитывал нас социально ответственными членами общества. Так было, так и должно быть.

 Лично мне крупно повезло. В Березовской средней школе Жерновского (ныне Петровского) района Саратовской области учился у преданных своей профессии людей, многие из которых имели университетское образование. Практически вся мужская часть преподавателей – бывшие фронтовики, а женская часть – их жёны. Это, разумеется, накладывало свой отпечаток на учебно-воспитательный процесс.
Требовательность, объективность оценок, строгий спрос за халатность и недостаточное прилежание в учёбе, неблаговидное поведение в школе и вне её были неотвратимы и постоянны. Но в то же время в школе царила удивительная атмосфера дружбы, солидарности, кипучей деятельности и мечты обязательно о большом будущем. Это они, учителя, отдавая нам сердца, знания и душевные силы, создавали такую атмосферу. Поэтому мы с нетерпением ждали первое сентября. Поэтому всегда с благодарностью вспоминаю своих учителей – фронтовиков: химика, завуча школы Евгения Александровича Коблова, физика Владимира Гавриловича Трипольского, историка Андрея Алексеевича Кузеванова, математика Михаила Владимировича Горяинова, учителей физкультуры Ивана Архиповича Калдина, Виктора Дмитриевича Лутохина, любимых преподавателей русского языка и литературы Нину Яковлевну Алмаеву, Анну Ивановну Соколову, биологии Нину Фёдоровну Батракову, географии Викторию Феликсовну Пищалко. Никого уже нет в живых. Но живы и будут жить в моей памяти. Вижу их родные лица, слышу родные голоса, могу с точностью предположить, какую бы оценку они дали моим сегодняшним делам и поступкам. Считаю важным сверять часы жизни с теми установками и понятиями, которые заложили во мне учителя.
После службы в Армии – Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Филологический факультет. Иной уровень образования, ответственности, самостоятельности, способности и воли подчинить весь ритм личной жизни главному – получению профессии.
И здесь мне снова крупно повезло с учителями. Помнится, внутренне даже загордился от собственной важности. Меня, деревенского парня, бывшего солдата учат светила филологической науки!
Важность, конечно, быстро прошла, а вот гордость за то, что получал знания от филологов с мировым именем – Евграфа Ивановича Покусаева, Павла Андреевича Бугаенко, Раисы Азарьевны Резник, Татьяны Михайловны Акимовой, Валерия Владимировича Прозорова и других – осталась до сих пор.
Филфак слыл кузницей крепких педагогических, журналистских и издательских кадров, хотя по двум последним направлениям формально подготовка не велась. Это уже потом филологический факультет был преобразован в институт филологии и журналистики СГУ. Тем не менее и в те далёкие годы прошлого столетия профессиональный уровень газет, журналов, радио и телевидения, журналов «Волга», «Степные просторы» Саратовской области, Приволжского книжного издательства определялся процентом сотрудников, окончивших филфак СГУ. Даже во властных структурах, отвечающих за печать, ставилась задача «насытить» СМИ выпускниками филфака, а редакторы газет искали сотрудников в его студенческих аудиториях.
-2-
Филфак давал настолько широкие и глубокие знания русского языка и литературы, общественных дисциплин, что его выпускники быстро приобретали необходимую квалификацию и осваивались в напряжённом ритме журналистской работы. Филфак притягивал молодёжь. Несмотря на традиционно высокий конкурс, сюда ехали поступать ребята со всей страны. Некоторые из поступивших отсеивались уже на первом курсе – не выдерживали требований и нагрузки.
Из выпускников моего курса, насколько мне известно, никто не пожалел о годах учёбы в СГУ. Наоборот, на встречах, которые мы иногда организуем, звучат искренние и самые тёплые слова благодарности и признательности не только звёздам первой величины, о которых сказано выше, но всему коллективу преподавателей филологического факультета СГУ.
– А помните знаменитое изречение «Молчаливый филолог – это двоечник»?
– Да как же забыть! Оно принадлежит нашей Маме, великолепному учёному и воспитателю, прекрасной души человеку, декану факультета Светлане Александровне Бах.
Подстать декану был весь профессорско-преподавательский состав филфака. Разумеется, у каждого из нас были свои предпочтения и симпатии. Мне, к примеру, импонировали цепкость, жёсткость и саркастичность Олега Ивановича Ильина, удивительная влюблённость в предмет Галины Фёдоровны Самосюк, демократичность Николая Ивановича Степанова, который привил нам любовь к мудрости через древние изречения типа «Не для школы – для жизни учимся», доходчивость, образность и простота объяснения Якова Исааковича Явчуновского, целеустремлённость и ответственность за каждого студента куратора нашей группы, молодого учёного Людмилы Ефимовны Бурлак. Не забыть Юрия Юрьевича Аркадакского, который вместе с обучением испанскому языку познакомил нас с культурой и бытом кубинского народа. Обучение шло у меня с другом Радиком Акберзиным настолько успешно, что через два года мы свободно общались по-испански на улице и в транспорте на любые темы. Конечно, не только названные, все преподаватели участвовали в формировании будущих специалистов-филологов.
В те далёкие, счастливые студенческие годы, самозабвенно погружаясь в глубину знаний, мы и не думали о том, что из нас готовят бойцов, защитников, охранителей русского языка и русской литературы. Но по факту эта задача была одной из приоритетных и решалась она коллективом блестящих учёных – преподавателей филфака стратегически верно и основательно, в интересах огромной страны и её народа. Подвижническую миссию учёных-филологов по скреплению государства Российского посредством русского языка и русской литературы невозможно переоценить. Россия сильна и могуча не только современным оружием, природными богатствами, возрождающейся экономикой. Она неодолима ещё и потому, что все народы страны говорят на государственном русском языке и с полуслова понимают друг друга, воспитаны на гуманистических традициях и душевности русской литературы. Через русский язык, русскую литературу в нашу кровь и гены вошёл неистребимый дух Победы.
Не случайно вопросы русского языка и русской литературы поднимались на самый высокий геополитический уровень. Коллективный Запад решил отменить русский язык и литературу, вырвать из груди народа душу, замутить сознание и в конечном счёте сгубить Русь. Именно поэтому полыхала братская Украина. Идёт жестокая война за право говорить по-русски, идёт война за право России быть на земле суверенным государством, идёт война за существование Русского Мира, Русской Цивилизации, в которой мы обязательно должны победить. Иного не дано.

-3-

В заключение о Празднике праздников – Дне Учителя. Наши милые, дорогие, любимые учителя. Земной поклон вам и великая благодарность за то, что вы были, есть и будете главными маяками и советчиками в жизни. Отрадно, что в обществе крепнет понимание того, что будущее России прямо зависит от воспитателя детского сада, школьного преподавателя, учёного колледжа и вуза. Очень надеемся, что это понимание выльется в реальную помощь.
За – слу – жи – ли!
Здоровья, терпения и успехов Вам!

                                                                                                                                                                                               Владимир Гурьянов,
                                                                                                                                                                                                                писатель

Категория: