Саратовское РО ООО «Союз писателей России

Страница писателя

 

Поэт

Родился 5 мая 1962 года в городе Саратове в семье врача. Закончил механико-математический факультет Саратовского государственного университета. Работал на кафедре высшей математики Саратовского экономического института. С 1995 года работает старшим преподавателем на кафедре дифференциальных уравнений и прикладной математики Саратовского государственного университета. С 1979 года занимается олимпиадной математикой: кружки в школе №13 (ныне ФТЛ №1), ЛПН, ЛМИ и СГУ. Работал учителем математики в ФТЛ №1, ЛМИ, ЛПН. С 2001 года является членом жюри и методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по математике. Работает преподавателем математических школ для одарённых детей в Саратове, Белорецке (Башкортостан), Екатеринбурге, Челябинске, Сочи (образовательный центр «Сириус»).

С 1979 по 1984 принимал участие в работе литературной студии «Молодые голоса» под руководством Корнилова Ивана Михайловича. В 1998 году выиграл городской конкурс хокку. В 2014 году были опубликованы в журнале «Волга XXI век» №7-8 одностишия. С 2012 года вышла 21 книга: 6 выпусков сборников задач с литературными вставками (стихи, одностишия, афоризмы, лимерики), 5 выпусков «Единостиший», 5 выпусков литературных пародий «ЕГЭ на рифах рифм», 4 выпуска сборников хокку «Грани года», «Легенды интеллект-школы «Корифей плюс». С 2015 принимает участие в работе литературной студии «Голоса поколений» под руководством Бусса Алексея Александровича.

Член Союза писателей России с 2017 года.

Живёт в Саратове.

 

* * * * * 

РЕЦЕНЗИИ

Михаил МУЛЛИН

«СЛОВА И МЫСЛЬ ЗДЕСЬ ВСТРЕТИЛИСЬ УДАЧНО», или ЕДИНОСТИШИЯ ОЛЕГА ДМИТРИЕВА

В Челябинске одна за другой вышли три книги саратовца Олега Дмитриева. Все они являются сборниками одностиший, или единостиший, как их называет сам автор. Сами же книги называются: «Единостишия первого набора», «Единостишия второго набора» и «Единостишия третьего набора». «Набор» здесь, прежде всего, представляет собой компьютерный термин, когда тексты, в отличие от машинописи, не печатаются, а именно набираются. Впрочем, при желании тут можно усмотреть и другой смысл: набор – как некий отбор (лучшего из имеющегося) или призыв новобранцев в армию, как у Маяковского: «страниц моих войска» и «прохожу по строчечному фронту».

«Армия» Олега Дмитриева, между прочим, не агрессивна. Воюет разве что с глупостью, бескультурьем и (очень часто) с разрушением системы образования в России.

Многие саратовцы, участвующие в литературной жизни области, знают Олега Юрьевича как бывшего активного члена литобъединения «Молодые голоса». Прежде этот профессиональный математик и педагог (работает на кафедре дифференциальных уравнений и прикладной математики СГУ) писал лирические стихи. Возможно, математика подвигла поэта к лаконизму, напоминающему формулы. Что, впрочем, не мешает О. Дмитриеву быть ироничным, «юморить». Но шутки его – больше чем шутки, то есть это не зубоскальство, а скорее, философские откровения.

Первая из трёх книг отличается от других меньшим форматом. Все три сборника оформлены со вкусом: «лён», приятный и удобный для глаз шрифт крупного кегля, стилизованные виньетки, остроумные иллюстрации на переплётах и шмуцтитулах.

Сам факт издания Дмитриева уже и тем хорош, что приятно «разрушает» «монополию» В. Вишневского, который (его лишь и издавали до сих пор) считался единственным автором, работающим в обозначенном жанре. Некоторые читатели необоснованно считают Вишневского заодно и создателем­основоположником одностиший, по неосведомлённости отказывая в законном праве на это В. Брюсову.

В книгах Дмитриева много парадоксального. И если уж мы соглашаемся с тем, что «гений – парадоксов друг», то, видимо, должны согласиться с тем, что наличие парадоксов должно говорить о наличии у автора… как минимум таланта. Хотя талант Олега Дмитриева видно и невооружённым глазом, даже и без привлечения авторитета А. С. Пушкина.

Во первых, следует признать, что в наблюдательности Дмитриеву не откажешь. Удивительно, но до него никто по весне не увидел на улицах Саратова «афроснега»! А приглядитесь теперь – непременно увидите!

А уж «тему образования» он тем более знает и способен исчерпывающе оценить:

Тираж ЕГЭ весь снова раскупили…
и
Работает вся школа на три буквы…

Если не успели сразу понять, поясню: не спешите по­своему (как общепринято) трактовать это самое «на три буквы». Олег Дмитриев имел в виду вовсе не мат, а как раз ЕГЭ! Впрочем, как кажется, вполне равные тем буквам, о которых вы, возможно, и подумали! В афоризмах (а единостишия Олега Юрьевича можно и так назвать) смыслы множественны!

Пожалуй, приведу ещё одну оценку, данную Дмитриевым нашему теперешнему образованию:

Остались от уроков лишь оценки…

Да, хоть и смешно, но плакать хочется!
А вот о положении современного учителя (а может быть, и не только учителя):

Один за всех готов забрать зарплату…

Есть единостишия и о братьях­писателях:

Кто ходит гоголем, а кто­то только пишет…

Сколько иронии здесь в словах «только пишет…» (!)

Вот и знаменитый ленинский призыв усовершенствован:

Учиться трижды надо ежедневно…

Многообещающе и «страшновато» звучит следующее единостишие:

Сошлись мы с Музой на одной строке…

Есть у Дмитриева и «теоретическое обоснование» создания единостиший:

Стихи себе не ищут лишних строк…

И ещё:

Чем меньше строк, тем меньше конкурентов…

Не менее многозначно звучит:

Слова бы подобрать, да лень нагнуться…

А чем не любовная лирика, скажем, это:

Я переформатирован не Вами…

(При желании, конечно, эту строчку­стихотворение можно трактовать и по­другому.)

О теперешнем дне, так сказать, деталь «о времени и о себе»:

В клавиатуру затянуло пальцы…

И ведь это звучит… трагически. Хотя, опять­таки у другого человека возможно иное прочтение. Но вот единостишие почти сократовское:

Чтоб не понять, немало надо знаний…

Не может не восхитить смешной совет:

Задумайтесь хоть раз, но только сами…

И вполне насторожит, возможно, заставит кого­то вздрогнуть:

Нефть – кровь земли, клопы на ней – машины…

А чем это не исчерпывающая характеристика героя?

Всё тайно поделил на единицу…

Кстати, узнаёте тут взгляд математика?

При чтении иногда сомневаешься: чего больше – весёлого смеха или философского трагизма – в таких единостишиях О. Дмитриева, как «Жизнь как учебник – все ответы сзади…», «Закон и дождь прошли, но не впитались…», «Я думаю, а это бессимптомно…», «Сел на диету поглощенья знаний…», «ЕГЭ – диагноз, а не процедура…», «Портфолио сложней, чем икебана…», «Реши сначала, стоит ли решать…», «Ученье – свет, но лишь в конце тоннеля…», «Учитель в школе – это не к добру…»

Насколько могут захватить единостишия их автора? Вот признания Дмитриева: «Когда пишу, дышать не успеваю…»

А о ёмкости, точнее, о смысловой и образной наполненности их можно судить по такому единостишию: «Мне словаря на полстроки хватает…» или «Стихи без строк всего труднее править…», «Горит свечой бенгальской одностишье…» С другой стороны, о невероятной трудности сочинения единостиший (и, видимо, стихов вообще) сказано: «Берёт строка начало, наконец…»

Один «минус» у сборников Олега Дмитриева – они не для всех! Чтобы понять и оценить многие из его единостиший, надо много знать, уметь воспринимать прочитанное сразу во всех слоях. Ассоциативные отсылки поэта требуют от читателя культуры мышления и умения «переключаться». Например, строка «Пришёл, а побеждать кого, не вижу…» требует знания исторических фактов и как минимум текста письма Юлия Цезаря сенату Рима. Без этого чтение будет «пустою забавою», как бросание камешков в воду без рассматривания кругов, ими образуемых. По сути, этим единостишием автор как бы вступает в диалог с древним полководцем. И «профан» может оказаться в этом разговоре третьим лишним. Отметим: не по вине Дмитриева!

С другой стороны, можно сказать, что книги О. Дмитриева рассчитаны на литературных гурманов. И уж точно (с учётом дозировки «блюд») не на обжор.

Такое единостишие­афоризм, как «Из грязи в князи и метла стремится…», вполне могло бы войти в сочинения Козьмы Пруткова или книгу Эмиля Кроткого.

Но всё-таки, если отвлечься от юмора, подтекста, краткости, насколько это стихи? Сами судите по строчкам: «Опять с небес летят чистовики…», «С утра машину путаю с сугробом…», «Метель себя в сугробах не узнала…», «От холода перчатки жмутся к пальцам…» И уж это ли не любовная лирика: «Любой мой вздох считайте поздравленьем…»? Или «С законом притяжения Вы в доле…»!

Ещё примеры? Да сколько угодно! Не замечательное ли описание весны: «Вода устала притворяться снегом…»? А вот «противоположное» состояние природы: «Весна нашла на солнце выключатель…»

А тем, у кого­то всё-­таки остались сомнения – а стихи ли это? – предложу провести мысленный эксперимент… Допустим, на обрывке бумажного листка вы прочитали: «Метель себя в сугробах не узнала…» Вы же, несомненно, сразу решите, что это хорошая строка из какого­то стихотворения. И у большинства читателей «с намётанным глазом» появится желание отыскать это стихотворение целиком, так как «заявка» строкой сделана многообещающая. Вы ждёте продолжения, авторского развития образа, картины, чувства. Но тут вам говорят, что продолжения не будет: этим стихотворение начинается и сразу заканчивается. И тогда… вы невольно сами мысленно продолжите «развивать» образ! То есть получается, что «хитрый» автор спровоцировал вас на со­творчество! И тогда… не есть ли это самый замечательный результат написания единостишия?! Ведь «недоговорённость» в поэзии всегда говорит больше, чем «абсолютная ясность» (вспомним В. Маяковского: «Тот, кто постоянно ясен, тот, по­моему, просто глуп…»

Но одной поэзии для одностиший (у автора имеется и такое определение), по мнению Дмитриева, мало… Нужно ещё обострённое чувство долга. Что и демонстрируется: «Как Дед Мороз, я должен всем на свете…» А ещё требуется непременно понять и довести до читателя важнейшую мысль, что «Добро – не отрицательное зло…»

А подвести итог соображениям от прочтения книг Олега Дмитриева можно его же единостишием: «Слова и мысль здесь встретились удачно…» А может быть (ещё лучше), другим: «Читайте, это Вам не повредит…»

И вы, возможно почувствуете, что «От одностиший Вам не одиноко…»

«Волга-XXI век», №7-8, 2014 г., с.100 – 102.

 

* * * * *

СПИСОК  КНИГ

  1. Серебряный век ЕГЭ / О.Ю. Дмитриев. – Саратов, 2012. – 64 с.
  2. ЕГЭ на рифах рифм / О.Ю. Дмитриев. – Саратов, 2013. – 64 с.
  3. ЕГЭ на рифах рифм. Второе плаванье / О.Ю. Дмитриев. – Саратов, 2014. – 64 с.
  4. ЕГЭ на рифах рифм. Третье плаванье / О.Ю. Дмитриев. – Саратов, 2015. – 64 с.
  5. ЕГЭ на рифах рифм. Четвёртое плаванье / О.Ю. Дмитриев. – Саратов, 2017. – 64 с.
  6. Легенды интеллект-школы «Корифей плюс» / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2014. – 157 с.
  7. Кубок Урала. Творческие встречи. Избранные задачи / О.Ю. Дмитриев, Р.Г. Женодаров. – Челябинск, 2012. – 120 с.
  8. Кубок Урала имени С.Г. Корытова. Творческие встречи. Избранные задачи / О.Ю. Дмитриев, Р.Г. Женодаров. – Вып. 2. – Челябинск: Цицеро, 2013. – 118 с.
  9. Кубок Урала имени С.Г. Корытова. Творческие встречи. Избранные задачи / О.Ю. Дмитриев, Р.Г. Женодаров. – Вып. 3. – Челябинск: Цицеро, 2014. – 132 с.
  10. Кубок Урала имени С.Г. Корытова. Творческие встречи. Избранные задачи / О.Ю. Дмитриев, Р.Г. Женодаров. – Вып. 4. – Челябинск: Цицеро, 2015. – 164 с.
  11. Кубок Урала имени С.Г. Корытова. Творческие встречи. Избранные задачи / О.Ю. Дмитриев, Р.Г. Женодаров. – Вып. 5. – Челябинск: Цицеро, 2016. – 144 с.
  12. Межрегиональный турнир математических боёв «Вектор знаний». Избранные задачи / О.Ю. Дмитриев, Р.Г. Женодаров. – Челябинск: Цицеро, 2017. – 153 с.
  13. Единостишия первого набора / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2012. – 64 с.
  14. Единостишия второго набора / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2012. – 128 с.
  15. Единостишия третьего набора / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2013. – 128 с.
  16. Единостишия четвёртого набора / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2014. – 132 с.
  17. Единостишия пятого набора / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2014. – 132 с.
  18. Холодные грани года: хокку / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2015. – 64 с.
  19. Тёплые грани года: хокку / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2015. – 64 с.
  20. Горячие грани года: хокку / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2015. – 64 с.
  21. Прохладные грани года: хокку / О.Ю. Дмитриев. – Челябинск, 2016. – 64 с.
  22. О.Ю. Дмитриев. Одностишия – «Волга-XXI век», №7-8, 2014 г., с.96 – 99.