Саратовское РО ООО «Союз писателей России

Издания СП

Сборник произведений победителей ХIII Областного литературного конкурса среди детей и подростков «Здравствуй, племя младое, незнакомое» – «Левша». «Во славу русских мастеров», посвящённого 190-летию со дня рождения великого русского писателя Н.С. Лескова.

Конкурс проводится Министерством культуры Саратовской области, Саратовским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Союз писателей России", Саратовским областным Домом работников искусств.

ГЛИНЯНЫЕ ИГРУШКИ
«Левша» – сердце нашей словесности, питаемое сказами и легендами, бьющееся силой устных преданий и передаваемых от поколения к поколению историй; это гимн всякому одухотворённому труду; орнамент «цеховой легенды» сродни тончайшему изукрашению «партикулярных изделий», выполненных «златокузнецами» тульскими – шкатулок, шахматных досок, чернильных приборов, глобусов с секретами. И встают за безфамильным «Левшой» былые мастеровые фамилии: Захаев, Гольтяков, Ляпин, Свешников, Боголепов… Но не только красота воронения, точность огранки, пар «безотдышной работы» ощутимы у Лескова, но и «безотдышная» боль-обида слышна за народный талант, что о себе никогда не печётся. Отец, дед и прадед писателя были священниками в селе Леска Орловской губернии, отсюда, собственно, и фамилия Лесков берёт начало, и начинается не отсюда ли пристальное внимание художника к душе народной…
Подумалось: как хорошо, как это ко времени – провести посвящённый таланту лесковского Левши – и дарованию всех славных мастеров российских – литературный конкурс. Чтобы участвующие в нём совсем ещё молодые люди смогли рассказать о тех талантах, с которыми уже успела свести их жизнь, или о которых знают они из семейных преданий. Так и вышло: большинство конкурсных работ, стихотворений, публицистических статей, рассказов посвящены не абстрактным «золотым рукам», не мастерам вообще, а тем, кто, может быть, живёт по соседству, кто каждый день встречается на улице, – одним словом, самым обычным, кажется, людям.
Обычным да не обычным!
Как пишет в своём замечательно искреннем стихотворении Егор Вострухов:
Дед нам знаком не понаслышке.
Один лишь он в округе мог
Свалять и взрослым, и детишкам
Обувку тёплую для ног.

Зимой все в валенках гуляли
В лесу, на поле, у реки…

И добрым словом вспоминали
Умельца наши земляки!

Кто такой легендарный Левша для юного поэта? Дед, владеющий редким уже ремеслом, хранящий секрет ремесленной этой традиции. Валенки валять – дело не менее сложное, чем блоху стальную подковывать! Это уж точно. И благодарность земляков – что может быть важнее её, дороже?
Анастасия Кувшинникова, прогуливаясь по Саратову, задумывается об истории любимого кукольного театра «Теремок» и судьбе его архитектора. И щедро делится с читателями своими интереснейшими краеведческими находками.«Совсем недавно я узнала, что «Теремок» построен по проекту саратовского архитектора, нашего земляка Валентина Михайловича Дегтярёва. Мне захотелось больше узнать об этом талантливом человеке… Валентин Михайлович родился 1 мая 1931 года в селе Тамбовка Фёдоровского района Саратовской области в семье учителей Михаила Ивановича и Наталии Дмитриевны Дегтярёвых. До начала Великой Отечественной войны мальчик с родителями жил в Сталинграде. В 1941 году Михаил Иванович ушёл добровольцем на фронт. А когда начались непрерывные бомбёжки города, Валентин с мамой в числе последних эвакуированных мирных жителей под фашистскими обстрелами были переправлены на барже за Волгу».Посмотрите, за историей человека, за историей здания – приоткрывается история страны. Замечу: Анастасия пишет с тонким чувством архитектуры, гармонии, красоты, её слог местами изящен и ажурен, то есть для запечатления архитектурного совершенства любимого театра автор находит подходящие, нужные слова. Ну как замечательно, как узнаваемо написано, сердце радуется:

«Мне очень нравилось в детстве бывать в этом театре. А сейчас, многое узнав на занятиях в художественной студии о ландшафте, перспективе, композиции, я с особым интересом рассматриваю, как выглядит здание «Теремка» в современном городском пространстве.
Сам театр относительно небольшой по размерам, но, когда проходишь мимо него, сразу понимаешь, насколько это здание массивно. В то же время огромный, полностью застеклённый фасад придаёт строению лёгкость, создаёт ощущение движения вверх, словно подчёркивая, что театр – самое главное здание на этой улице».

Коротенький рассказ Максима Кибиткина «Глиняные игрушки» построен совершенно по другим законам литературной архитектоники. Повествование ведётся подчёркнуто просто, история выглядит на первый взгляд незамысловатой. Но именно что на первый взгляд. А присмотримся внимательнее и увидим, что за безыскусным разговорным слогом скрыта глубокая грусть и о родном человеке, талант которого был так ярок, и об уходящем навсегда детстве. Рассказ как бы разделён на две неравные части: лёгкое, искрящееся беззаботным морозным снежком начало и вдумчивое завершение, спрессованное мыслями человека растущего, меняющегося, умеющего оглянуться на былое: «Дедушка не случайно приобрёл славу лучшего мастера…Он работал, создавая шедевры, которые, спустя много лет, не потеряли своей красоты… Прошло 15 лет с тех пор, как дедушки не стало. Только спустя годы, я осознаю, каким трудом создавались глиняные свистульки. Зато сейчас дедушкиными глиняными шедеврами любуются посетители краеведческого музея нашего города». Так, морозно-солнечная история из детства, яркое воспоминание оборачивается неожиданной гранью – игрушки, создаваемые родным человеком в кругу семьи для своих становятся достоянием музея, поводом для гордости, украшают жизнь целого города… Глина – символ работы, преображения, творчества. Из глины создаются образы, отражающие время, запечатлевающие историю… Каждый писатель, поэт, публицист старается сотворить что-то из глины – пусть и словесной. Слово – тоже материал, да ещё какой сложный и неподатливый.

И вот ещё какой штрих на нашей глиняной игрушке хотелось прочертить. Как много, оказывается, граней у истинного мастерства. А какое мастерство можно назвать таковым? Думаю, то, которое сопричастно родству. Не холодная отстранённая выучка, не ремесло ради ремесла или ради заработка, а поэзия дела, увлечённость процессом и полная в него вовлечённость. И если для семьи это важно, если внук помнит и любит работу деда, то важным оказывается труд мастера и для многих, обретает масштабность. Блоха, которую подковал Левша, может быть рассмотрена через микроскоп (или мелкоскоп, как у Лескова сказано), а может – и для телескопа быть интересной, космический иметь масштаб. Не случайно Надежда Курганова в своём замечательном стихотворении пишет:
Косматый, грязный, Левша косой,
Но с чистой, ясной русской душой!
Остался честен перед собой:
Гордился просто своей страной…

Обратите внимание на звонкость внутренних рифм, на смелость молодого поэта, не чурающегося просторечных слов, приземлённых речевых оборотов. И получается в итоге образ широкий, размашистый, точно бы схваченный в движении. Хотелось бы пожелать Надежде и дальше развивать свой талант, не забывая об освоении законом поэтического ремесла. Да-да, стихи – это тоже подковка незримых образов, ускользающих метафор и эпитетов. И нужно быть предельно критичным к своему творчеству, многому учиться, чтобы идти вперёд. Например, умению вкладывать в рифму смысловое наполнение, плотности художественной мысли, точности определений, естественности интонации. Это всё будет, придёт, потому что есть главное: свой неповторимый голос.
Впрочем, скажу честно: поэтическая да и прозаическая часть сборника в этот раз не столь богата, как, наверное, могла бы быть. Тема конкурса оказалась более востребованной нашими юными публицистами, её ноты идеально легли на публицистические и краеведческие партитуры. Однако хотелось бы заметить, что в литературе не бывает неудобных тем – всякий повод «высказать сердце» открывает богатые возможности для пишущих. Рассказы Антона Петрякова и Ирины Бакаевой – яркое тому подтверждение. Перед нами своеобычно рассказанные истории о мастерах, в сущности – безвестных. Таких современных Левшах из самой глубинки. Жизнь героев складывается не сказать что легко. И тут хочется похвалить начинающих прозаиков за следование правде жизни. Антон ведёт речь о дяде Толе, обычном вполне деревенском жителе, чьи дни и годы складываются, как и у его односельчан, из постоянной тяжёлой работы. «Отработав механиком большую часть своей жизни в колхозе, от зари до зари, без выходных, отпусков и премий, дядя Толя ушёл на пенсию. Можно было ещё поработать, да здоровье уже не то, что раньше.
На пенсии дядя Толя без дела не сидел, активно занялся огородом, рыбалкой, да решил обувь свою старую подлатать. Купил нитки, клей, иглы, нашёл подходящую резину, и дело пошло». В починке обуви дядя Толя становится настоящим мастером – совершенно почти бескорыстным. Да и как можно брать какие-то деньги со своих односельчан-соседей. Левша бы не стал. И дядя Толя – тоже. А вот его сестра, «москвичка», как подчёркнуто-прохладно называет её автор рассказа, не согласна с таким ходом вещей. Что и становится основой конфликта между родными людьми. Хочу отметить стремление Ирины не красить мир в чёрное и белое, не делить людей на хороших и плохих. У всех, у той же сестры-москвички, своя правда, свои чувства, свои мотивации. И оттого история становится лишь глубже, конфликт – разностороннее, психология герое – сложнее. Ирина пишет совершенно в ином ключе, тяготея к диалогу, к показу характеров через разговор. И ей даётся, надо признать, диалоговая форма. Её Левша – мастер работы по дереву. А ещё – труда сердечного, что и помогает главному герою рассказа, хулигану Петьке, обрести дело всей своей жизни и тоже стать мастером. Да, и спасибо, Ирина, за просвеченные солнцем августовские яблоки…
Жанровое многообразие сборника радует: в нём представлены не только рассказы, стихи и публицистика с краеведением, но и интервью, и лирические эссе, и даже сказы, что соответствует, конечно же, «лесковской теме». Порой жанры смешиваются, перекликаются, и это, в действительности, хорошо, потому что жанр любит, когда с ним обходятся вольно.Вероника Провалова, человек в журналистике уже известный, пишет очерк о мастерице авторской игрушке Татьяне – почти пушкинской, но, конечно, нашей современнице. Пишет легко и приподнято, переходя местами действительно на сказ. Яркий, запоминающийся, живой: «Итак, она звалась Татьяна! Пожалуй, такая же романтическая и трепетная, как пушкинская героиня. Жила она в Саратовской глубинке, в маленьком городке Аркадаке. Жила не тужила! А дальше? Ну, с Татьяной Лариной понятно, она Онегина встретила, письмо ему написала…. А наша Татьяна Люлина поехала в гости в столицу, совершенно случайно попала на выставку работ мастера авторской игрушки Ольги Парчин и там-то увидела огромную плюшевую медведицу Глафиру. Вот тогда Таня и поняла, что это то, о чем она всегда мечтала. Ведь в душе она всегда оставалась маленькой девочкой, которая очень любила игрушки. С тех пор она и творит». Написано так легко и изящно, что хочется читать дальше и дальше!
Запоминаются работы Романа Поперешного и Софьи Поляковой – прежде всего бережно-уважительным отношением авторов к человеческому труду, хорошим знанием материала, глубоким сопереживанием героям своих зарисовок. Виктория Грузис берёт за основу записанное ей же интервью и наглядно показывает читателю, как сегодня, в современных реалиях, можно развивать то или иное ремесло. В данном случае – керамику. Всё в работах этих авторов предметно, всё дышит жизнью, поэтому и отметило их взыскательное жюри конкурса. А вот Давид Блинов тяготеет к форме и жанру научно-популярной статьи, он увлекательно рассказывает о судьбе гениального Микеланджело Буонарроти, разделённого с современностью эпохами, но разве хоть на чуточку устаревшего?
Вилена Красотина подходит к решению темы необычно. Она рассказывает про своего прадеда-фронтовика, которого узнаёт, читая и перечитывая его фронтовые письма. А письма-то – со стихами! Да с какими сердечными. Вдумаемся: война, передовая, кругом смерть, а человек пишет, создаёт – разрушению наперекор. А ведь, пожалуй, в этом тоже есть что-то от дарования Левши, ведь Левша всё о родине думал, до последнего вздоха только о родной земле и радел… Спасибо тебе, Вилена, за этот пронзительный материал, за твоё памятливое, неравнодушное отношение к жизни и к истории.
В талантливых стихах Алексея Морозова, Александра Зайцева, Татьяны Панкратовой, Артёма Копыло, изящно-изысканных поэтических эссе Татьяны Ромодиной, пронзительной прозе СамирыАбубекяровой, которую хочу отметить особо за уровень литературного мастерства, тёплых по колориту зарисовках о людях труда Дарьи Гоняевой, Алёны Лаврухиной, Анны Сухановой, в тонких миниатюрах Ирины Яцкевич, Никиты Клепикова, Родиона Машкова, в познавательной и очень хорошо написанной статье Дениса Кузнецова тема таланта, «золотых рук», судьбы мастеров-умельцев раскрывается многопланово и разносторонне. Ребята подошли к теме конкурса творчески, постарались найти и нашли в образе знаменитого лесковского героя черты окружающих нас мастеров и умельцев – иногда безвестных, иногда востребованных, но всегда готовых подарить нам встречу с прекрасным. Авторы сборника задумались над философией труда, над поэзией труда, предлагая и нам, читателям, присоединиться к их раздумьям. Почувствовать кончиками пальцев волшебную глину – символ созидания и творческого труда.
«Остановись. На миг задумайся... – пишет Елизавета Развадская. – … Отвлекись от суеты серых дней. Почувствуй в душе любовь, тепло и связь с этим миром. Ощущай её дуновении ветерка, в нежном бризе, в шелесте листвы. Чувствуй жизнь кончиками пальцев и помни… ты не один…»

Иван Пырков,
член Союза писателей России,
доктор филологических наук

Егор Вострухов
г. Аткарск

* * *

Читал, я помню, книгу в детстве,
Левша блоху там подковал.

…А дед, что с нами жил в соседстве,
Прекрасно валенки валял!

Он никогда не ведал скуки,
И знали все наперечёт:
Дед – мастер золотые руки.
Ему повсюду был почёт.

Дед нам знаком не понаслышке.
Один лишь он в округе мог
Свалять и взрослым, и детишкам
Обувку тёплую для ног.

Зимой все в валенках гуляли
В лесу, на поле, у реки…

И добрым словом вспоминали
Умельца наши земляки!

 

Анастасия Кувшинкина
г. Саратов

Кто построил «теремок»?

Как приятно и как познавательно погулять тёплым июньским днём по старинным улицам родного города в компании с человеком, хорошо знающим его историю! 347 лет стоит Саратов на правом берегу Волги. На его центральных улицах очень часто располагаются рядом здания, построенные и в начале XIX-го века, и вконце XX-го. По ним можно изучать особенности различных архитектурных стилей разных эпох. И у каждого здания есть свой создатель – архитектор, придумавший и спроектировавший его. Мы, к сожалению, очень часто мало знаем об этих людях. Особенно о тех, кто придумывал и создавал в нашем городе здания во второй половине ХХ века. А ведь они, эти здания, – тоже уже памятники эпохи.
Вот, например, мой любимый кукольный театр «Теремок». Сегодня мало кто знает, что до того, как в 1967 году кукольный театр переехал на Бабушкин взвоз, он, оказывается, располагался в бывшей лютеранской кирхе практически на углу улицы Радищева и проспекта Кирова. Когда было принято решение строить в городе новый кукольный театр, под его строительство был выбран участок на перекрестке двух узких старинных улиц вблизи Волги – улицы Мичурина и Бабушкиного взвоза. Планировали, что старые одноэтажные дома вокруг него будут снесены, и от театра до Набережной раскинется парк. Парк разбить не смогли, кирху практически сразу же, как из нее уехали актёры-кукольники, снесли, но театр для самых маленьких зрителей всё-таки построили. И назвали «Теремком».
Мне очень нравилось в детстве бывать в этом театре. А сейчас, многое узнав на занятиях в художественной студии о ландшафте, перспективе, композиции, я с особым интересом рассматриваю, как выглядит здание «Теремка» в современном городском пространстве.
Сам театр относительно небольшой по размерам, но, когда проходишь мимо него, сразу понимаешь, насколько это здание массивно. В то же время огромный, полностью застеклённый фасад придаёт строению лёгкость, создаёт ощущение движения вверх, словно подчёркивая, что театр – самое главное здание на этой улице. Стекла отражают соседние дома, деревья, небо – и от этого возникает эффект слияния здания и окружающей среды.
Свою роль в создании общего облика «Теремка» играет, думаю, и его расположение на перекрёстке нешироких улиц, как бы углом к человеку, поднимающемуся по Бабушкиному взвозу от Волги. Благодаря перспективе, возникает впечатление устремлённости здания в даль. Небольшое по объему, оно начинает казаться крупнее, весомее, но светлая, бледно бежевая окраска бокового фасада придаёт «Теремку» лёгкость.
Вход, находящийся как бы в срезанном углу здания, на пересечении двух улиц, обрамляют колонны, которые часто использовались в эпоху модернизма. В основном здание театра и построено из двух, типичных для советского модерна материалов – железобетона и стекла. Зачарованный огромными застеклёнными плоскостями, зритель внутри театра ощущает одновременно почти домашний уют интерьера и открытость миру.
Замечательно, что в ходе завершенной недавно реконструкции сохранён первозданный облик «Теремка», который для многих саратовцев, в том числе и для меня, – неотъемлемая часть детских воспоминаний.
Совсем недавно я узнала, что «Теремок» построен по проекту саратовского архитектора, нашего земляка Валентина Михайловича Дегтярёва. Мне захотелось больше узнать об этом талантливом человеке, и я провела целое исследование.
Валентин Михайлович родился 1 мая 1931 года в селе Тамбовка Фёдоровского района Саратовской области в семье учителей Михаила Ивановича и Наталии Дмитриевны Дегтярёвых. До начала Великой Отечественной войны мальчик с родителями жил в Сталинграде. В 1941 году Михаил Иванович ушёл добровольцем на фронт. А когда начались непрерывные бомбёжки города, Валентин с мамой в числе последних эвакуированных мирных жителей под фашистскими обстрелами были переправлены на барже за Волгу. В родном селе Тамбовка Наталия Дмитриевна стала преподавать в начальных классах, а Валентин учился в 5-м классе. После того, как с фронта по ранению возвратился отец, семья переехала жить в рабочий поселок Красный Кут, где Валентин и окончил среднюю школу.
В семейном архиве сохранилась автобиография Валентина Дегтярёва, выпускника средней школы № 33 станции Красный Кут Рязано-Уральской железной дороги, и я смогла внимательно её прочесть. «С раннего детства и до настоящего времени я увлекаюсь рисованием, поэтому художественное оформление здания школы к революционным праздникам и другим событиям школьной жизни всегда поручалось мне, и я аккуратно выполнял эту работу», – писал Валентин. Он очень любил рисовать, но считал себя самоучкой, поэтому на протяжении двух последних школьных лет занимался под руководством школьного учителя рисования, талантливого художника, эвакуированного в годы войны в Красный Кут из блокадного Ленинграда, Николая Константиновича Онкеля. Именно Онкель, хваля мальчика за успехи, советовал все-таки выбрать более «практическую» профессию. Например, стать архитектором.
«На архитектурный факультет Ленинградского инженерно-строительного института я намереваюсь потому поступать, что именно здесь сочетается художественное творчество с промышленным производством – а это цель моей жизни», – так закончил 10 июля 1949 года выпускник краснокутской школы Валентин Дегтярёв свою автобиографию.
Поставленную перед собой цель он сумел достичь: поступил в Ленинградский инженерно-строительный институт и успешно закончил его, хотя и получил специальность не архитектора, а инженера городского строительства и хозяйства. Но это не помешало Валентину Михайловичу работать всю жизнь архитектором. И коллеги – специалисты в архитектуре и строительстве – отмечали, что одним из главных профессиональных достоинств архитектора Дегтярёва было именно отличное инженерное образование.
После окончания института и демобилизации он вернулся на родину, начал работать в саратовском институте «Дорпроект» Приволжской железной дороги. В 31 год Валентин Михайлович Дегтярев уже был назначен руководителем группы архитекторов, а в 36 лет стал главным архитектором крупнейшей проектной организации города – института "Саратовпромпроект".
Валентин Михайлович выполнял различные проекты для городов Ртищево, Аткарск, Саратов, Кисловодск.
Я с большим интересом узнала, что в Саратове он был одним из авторов стадиона «Локомотив», автором архитектурной части памятника Борцам революции в сквере у театра оперы и балета, а в Кисловодске спроектировал крупный санаторный комплекс.
Архитектор Дегтярёв умер совсем молодым, ему было всего 39 лет, и, к сожалению, в нашем городе не много зданий, спроектированных им. И тем более удивительно, что второй очень важный и очень интересный его проект был тоже адресован детям. Это Дворец детского творчества (в советские годы его называли Дворцом пионеров) в Ленинском районе. А может быть, ничего удивительного? Просто отголоски военного детства архитектора получили такое творческое воплощение, и родилась идея паркового комплекса, центром которого стал Дворец пионеров, украшающая фасад Дворца скульптура Орлёнка, барельефы у подножия широкой лестницы, парк – всё, что создаёт запоминающийся, эффектный архитектурный ансамбль.
В заметке, напечатанной на первой полосе саратовской областной газеты «Коммунист» 13 июня 1968 года, об особенности нашего Дворца пионеров сообщалось так: «…Красив не только сам Дворец. Изобретательно выполнена планировка близлежащей территории. Площадь внизу перед зданием разграфлена линейками плит. Слева шесть белых барельефов. На каждом из них высечены барельефы пионеров-героев. Лестницы, украшенные уличными торшерами, ведут к подножию дворца. Справа – площадка с флагштоком, а слева под высеченным в верхней части здания пионерским девизом «Всегда готов» – 17-метровая скульптура Орлёнка».
К сожалению, в газетной статье, называя новый Дворец пионеров самым красивым зданием в Ленинском район, автор ни слова не сказал об архитекторе, придумавшем всё это. Такое было время, архитекторы были не в почёте, хваля построенное здание, говорили только о строителях.
Но прошли годы, а замечательный архитектурный ансамбль, спроектированный архитектором Дегтярёвым, и в наши дни не только украшает проспект Строителей, но и создаёт уютную окружающую среду для проживающих рядом саратовцев. Не случайно полвека спустя жители Ленинского района встали на защиту Дворца и парка на горе, не дав уничтожить их и построить на этом месте жилые высотки. Это по-прежнему – одно из самых красивых мест Ленинского района.
Вот так, просто гуляя летними днями по улицам Саратова и слушая рассказы краеведа, можно, оказывается, узнать так много нового об истории, архитектуре, о людях, строивших город, в котором мы живём.

Категория: