Саратовское РО ООО «Союз писателей России

Издания СП

Сборник произведений победителей Областного поэтического конкурса "Турнир поэтов", проводимого в рамках Всероссийской подготовки к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I.
Конкурс проводится Министерством культуры Саратовской области, Саратовским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Союз писателей России", Саратовским областным Домом работников искусств.

 

«СЧАСТЬЕ СОСТОИТ ИЗ МЕЛОЧЕЙ»

Сколько пишу или говорю уже о стихах, а так и не разобрался – что же это такое, поэзия. Нет, ответов-то может быть сколь угодно много, да только какой из них верный, правильный? И возможно ли отыскать таковой в принципе? И в поиск пускаться – нужно ли?
Удивляюсь поэзии. Всегда. В любых обстоятельствах и при любом, так сказать, освещении. И радуюсь всей душой за тех, немногих, кому удалось в своей жизни соприкоснуться с гармонией слова, «высказать себя» и окружающий мир в коротких – и всё же вмещающих больше чем мироздание – поэтических строчках. Редкий это дар, штучный, на поток не поставить, количеством не взять. Сочиняй хоть километрами, хоть вагонами – а глядишь, всего два-три точно подобранных оборота, всего одна какая-нибудь – но зато какая! – метафора пересилят на незримых весах многое и многое… Или, скажем, интонация – ну вот, кажется, как просто подслушать её у природы, у городского гула, у тишины воспоминаний. Именно что кажется. Обманчива подобная простота, даётся она не вдруг и не за просто так. Случается, годами ищет поэт верный голосовой тембр, меняет и ритм, и темп стихотворной речи. И если наконец-то обретает – каким счастьем становится обретение своего, незаёмного голоса!..
Счастливым открытием, радостным обретением поэтического конкурса 2021 года можно смело и уверенно назвать поэзию Елены Пономарёвой. Тот редкий как раз случай, когда ошибки и преждевременные авансы исключены. Знакомьтесь, дорогие друзья, перед нами поэт. Принято, правда, добавлять в таких случаях – «талантливый», или там «молодой», или «замечательный», или идти ещё дальше – «выдающийся». Однако давайте без этих набивших оскомину критических формуляров. Поэт – это высшее звание, не требующее ни дополнений, ни усилений, ни извинений, вроде скидок на возраст и всего прочего. Мол, слишком молод, мол, всё впереди. Или наоборот – целая жизнь за плечами, нужно время, чтобы обрести себя в поэзии, поделиться своим опытом. Нет уж, тут всё очень даже просто-сложно: явление поэта (вне времени и пространства, вне возрастных и цеховых тем паче рамок!) само по себе событийно.
Лично для меня знакомство со стихами Пономарёвой – событие замечательное. Блестяще выстроенная, тонкая, ненавязчивая, безупречная и, более того, современная в техническом оснащении подборка о родном городе – не отпускает. Стихи великолепно оркестрованы, они звучат хорошо и свободно, в них ощутимо музыкальное начало. Точно бы поэт объясняет миру вечные истины так, как если бы мир состоял из детей. Никакой замутнённости, небрежности, ни тени верхоглядства – всё сдержанно, предельно сжато по смыслу, и предельно искренне. Елена Пономарёва умеет писать тонко и точно, владеет ритмикой, искусством освещения, колоритом, но – не делает из своего умения «материал». Как давно не встречал я столь хорошо оснащённых технически стихов, но не в одной лишь технике дело. Ремесленные навыки работают только тогда, когда есть сверхзадача – почувствовать и передать что-то неуловимое – само время, может быть, саму историю, саму жизнь человеческую… Писатель, поэт – не только и, может быть, не столько тот, кто пишет. Но тот в первую очередь – кто умеет смотреть и видеть, слушать и слышать. И вот когда поймана мелодия, когда распознана драгоценная микропись, когда пропущен сквозь сердце свет – настаёт пора мысли. Есть что рассказать тебе миру, поэт, есть у тебя к нему и к себе вечные детские вопросы?
У Елены Пономарёвой – есть.

Большая роскошь – в доме есть отец:
Накрыт обед и радостные лица,
Зальётся пёс под скрипы половицы,
Лишь он войдёт, измученный вконец
Трудами праведными, праздностью – не суть.
Не каждый день и то сказать, не шибко
Заправлен Шипром и прокурен «Шипкой» –
Он сам к столу прокладывает путь…
Как правдиво, каким дрожащим от волнения голосом сказано. И ничего не надо придумывать, не надо насыщать псевдоромантическими «красотами» разговор. Правда всегда красива. Даже прекрасна. Как бы горька они ни была, как бы ни сжимали сердце воспоминания… Но ведь и ответственность перед прошлым не меньшая: попробуй, солги, оступись, сфальшивь – сам рад не будешь. А вот простая, вроде бы, зарисовка из городского быта и бытия:

Пик октября, из городских ворот
Летят на юг пожухлые страницы,
Крошит ногами золото народ –
Его с лихвой и в небе, и на лицах.

Своё возьму как жадина, как тать –
Купцом с размахом, а скупцом с опаской.
Грех не украсть, тащу в свою тетрадь,
В карман, в запах осенние запасы.

Ах, какая просторная речь, какая щедрая! Посмотрите: внутренняя рифма (купец – скупец), разговорно-обиходно-просторечные словечки (жадина, тать, запах) – всё это гармонично, с тактом, со вкусом подобрано. И картина яркая проступает, динамичная, подвижная. И поэтическая мысль – тоже в движении…
Надеюсь, поэзия Елены Пономарёвой получит в самом ближайшем будущем именно возможность движения, станет предметом серьёзных обсуждений критиков, появится в подборках на страницах больших литературных журналов, обретёт широкого читателя.

В поэзии Любови Чиктаевой – поэтессы вполне зрелой, готовой прийти к читателю без редактур и оговорок, органично сплетаются современный лексикон – и традиционный, фольклорный строй русской изустной поэзии. Ее стихи сродни традиционным обрядовым заплачкам и духовным песням. Традиционно-фольклорный образный строй повторяется и многократно отражается в очень точном поэтическом зеркале Чиктаевой:

По отмелям, по камешкам,
Течёт, бежит река.
По искоркам, по капелькам,
Прозрачна и мелка.
Вдоль рощицы, вдоль полюшка,
Вдоль сёл и деревень.
Ой воля, твоя волюшка-
Не спрячешь за плетень!

Река – символ времени, она же граница между нашим миром и потусторонним, между свободой и неволей, между прошлым и правдой.

Беда на хуторах –
Голодомор
Из жизни души выметает,
Словно сор.
Ни одного зерна –
Пустой амбар.
Ну, здравствуй, смерть-купец!
У нас товар!

Любовь Чиктаева не чуждается песенного строя, но что ей в самом деле чуждо – это искусственный, натянутый «позитив». Может быть, этим стихам не быть положенными на музыку, не звучать под высокими сводами концертных залов, но их песенный строй берёт за душу, заставляет повторять про себя снова и снова простые, горькие строки:

По деревне – по селу
Бродит горюшко.
А когда-то его мать
Звала «Полюшка».

Ни забора, ни угла –
Ножки босые.
Лишь котомка да платок,
Нету сноса им.

Оганес Мартиросян пишет иначе. Не хуже и не лучше – в принципе по-иному. У него иные цвета, иная тональность, иная плотность строки. За густыми, насыщенными мазками его поэтической (философско-поэтической, я бы добавил) живописи чувствуется сильная личность, пренебрегающая сложившимися поэтическими условностями. Дар Мартиросяна сродни обэриутам – он не боится сниженной лексики, словесной игры, жонглирования метафорами, мгновенных ремарок aparte к читателю, которого по умолчанию считает равным себе собеседником, способным на лету считывать контекст литературы и эпохи:

Чтоб ветер не унес все это прочь,
писатель в гости приглашает пулю.
По рюмке выпивают, гасят ночь
и прыгают на квакающем стуле.

Стул начинает к выходу скакать,
перемещаясь, чтоб причалить к луже
(вот эта гениальная строка
могла бы быть в четыре раза лучше).

Но эта игра – не ради игры, не ради красного словца, а ради точных выводов и горьких истин, неизменно выходящих на подмостки в финале:

Один Христос на многие кресты.
Не ты, меня читающий, а ты
почувствуешь, поймешь, уверуешь однажды:
в России отсидеть обязан каждый.

Стихи Михаила Марьина возвращают нас на традиционные поэтические пути, которыми хаживали, бывало, поэты-самородки из рабочей среды:

Я – парень из рабочего посёлка,
Я – сын просторных заводских цехов,
Что рос на берегах раздольной Волги
Среди простых трудяг и рыбаков.

Этот радостный зачин, столь знакомый по интонации тем, кому знакома советская поэтическая школа, приводит к ностальгическому кадансу – той страны уже нет на картах, нет завода «Большевик», а «тихие улочки посёлка», скорее всего, застроены многоэтажками-новостройками.
Муза Татьяны Бечко не чужда гражданской лирики, в ней есть особенный пафос, гордость за великое прошлое петровской Руси:

Мы гордились, был царь наш державный,
Он в наследство оставил нам Русь:
Сильной, мощной, достойной и славной
Разобраться я в этом берусь:

Он, кто первый расширил границы,
Создал мощный на Балтике флот,
Петербург сделал новой столицей
И империи новой там свод!

Любовь Косыхина порадует любителей лирики ясным поэтическим голосом, в котором слышится неспешная рассудительность взрослого человека, и в то же время – интонация задиристого подростка-максималиста:

Здесь пишутся книги, рифмуются строчки,
И жизнь потихоньку своим чередом
Во всём расставляет вопросы и точки,
Рождаются дети, и строится дом.

...Знаете, сборник, к которому я пишу это предисловие, нравится мне больше всех. Собственно, мне каждый сборник нравится больше всех – каждый раз я уверен, что этот – лучший. Но в каждом становится все больше знакомых и милых имён, все больше звездочек зажигает конкурс на нашем местном небосклоне. Тут и победители прошлых конкурсов – неистовый Александр Горностаев, трепетная Ольга Жогло, мечтательная Яна Криворак. Наши друзья из балаковских литературных студий: «Люстра Эммы» – Александр Артемьев с его изысканно-смелой любовной лирикой и Татьяна Егрецкая – с лирикой умиротворяющей как шорох степных трав на закате, в августе; «Утро» – безоглядно влюблённая в родную природу Таисия Афонина, чья строчка вынесена в название этой статьи и Виктор Уполовников – его патриотически настроенная лира виртуозно умеет избегать штампов.
Заглянула к нам на огонёк задумчивая Мария Болдырева с гроздью красной рябины – из Красноармейска, жизнерадостная Майя Дидевич с корзиной грибов – из Вольска. Сергей Комасов из п. Степное порадовал оригинальной, утонченно-мистической интонацией. Галина Дерловская обнаруживает новые грани своего поэтического дарования – от любовной до гражданской лирики. Анна Морковина, человек из библиотеки, должна писать больше – грешно простаивать её энергичному перу! Мы ждём новых творений и от загадочной поэтессы Евгении Старковой, попутно напоминая - присылайте на конкурс как можно больше своих творений, не ограничиваясь одним стихом, мы любим вас читать.
И отдельно хотелось бы приветствовать Кирилла Царёва, чьи яркие строки дошли до нас из подмосковного города Шатура – как было бы хорошо, если бы конкурс раздвинул границы до всероссийского! Помечтать-то можно? Ведь за тем мы сюда и собрались – мечтатели, поэты!

Член Союза писателей России, Иван Пырков (Васильцов)

Категория: