Саратовское РО ООО «Союз писателей России

Издания СП

 (Литературный альманах. Саратов: изд-во «Саратовский источник», 2022. – 318 с.)
Литературная студия при Саратовском отделении Союза писателей России имеет долгую и интересную историю. Существующая сегодня литстудия «Голоса поколений» представляет из себя результат слияния студии «Молодые голоса», официально су-ществовавшей с 1979 года под руководством прозаика Ивана Кор-нилова и студии «Азъ», которую возглавлял поэт Николай Байбуза в 1990-е — 2000-е годы.

 

Однако и ранее, с конца 1950-х годов, при редакции саратовской газеты «Заря молодёжи» под патронатом поэта Владимира Бойко существовало литературное объединение, также тесно связанное с Саратовской писательской организацией.
Нынешние «Голоса поколений» — прямой наследник всех перечисленных литературных «учебных классов» саратовской сло-весности. И дело даже не в том, что членами студии являются ав-торы, в прошлом занимавшиеся у Корнилова или Байбузы, но пре-жде всего в духовной связи поколений местных литераторов, в доброй и сильной традиции литучёбы, ставшей стартовой позицией и «путёвкой в жизнь» для многих ныне известных писателей.
Продолжить, развить, а в чём-то — и вывести совершенно на новый уровень эту традицию в 2020-21 годах помог вынужденный (в связи с антипандемическими мерами, связанными с COVID-19) перевод студии на дистанционный характер работы. Как это сделать, как получить обратную связь от студийцев, не теряя образо-вательной функции и коллективного освоения различных приёмов, стилей, литературных форм, сохранить элемент состязательности и здоровой конкуренции? Вывод был очевиден — в удалённом ре-жиме студия приобрела форму постоянно действующего конкурса!
Два раза в месяц студийцы получают от руководителя новое задание, как правило, связанное с каким-либо инструментом из ин-струментария профессиональных писателей и рассматриваемое в контексте творчества кого-то из них. Так, в работе у нас в течение этих почти двух лет были темы: «Четверостишие как замкнутое философское стихотворение», «Раздражение главного героя», «Диалог, полилог, монолог», «Прикладная (производственная) ли-тература», «Действие на фоне пейзажа, интерьера, натюрморта», «Герои в экстремальной ситуации», «Сказ в русской литературе», «Забытые имена», «Моральная дилемма», «Моральный распад личности, семьи, общества в литературе», «Женский образ в прозе и поэзии», «Мистический (магический) реализм», «Пейзажная лирика и лирика пейзажа». Мы читали, перечитывали и изучали про-изведения Карло Гоцци, Михаила Булгакова, Артура Хейли, Евгения Носова, Павла Бажова, Аполлона Майкова, Дмитрия Глуховского, Джека Лондона, Шарля Бодлера, Шарлотты Бронте, Габриэля Гарсия Маркеса, Николая Лескова, Николая Рубцова и многих-многих других, у которых учились формировать образы, использо-вать метафоры, строить диалоги, описывать духовные переживания и природные локации et cetera, et cetera...
В результате нашей активной работы образовался обширный архив выполненных заданий, представляющих из себя не что иное, как законченные художественные произведения. Оставить эти плоды творчества неопубликованными было бы неправильно, и вот на суд читателя предстаёт данный альманах, воплощающий в себе лучшие результаты по каждому заданию. Длительность проведения этого заочного конкурса и тщательная отработка студийцами обозначенных руководителем тем дали положительные плоды — здесь вы прочтёте полноценные рассказы, очерки, статьи и стихи, которые, не будь они предварены соответствующим комментарием и помещены в этот сборник, и не показались бы даже искушённому читателю «ученическими», тем более что среди участников студии уже немало и вполне профессиональных авторов, членов Союза писателей России.
А сам по себе удалённый формат позволил расширить нашу аудиторию — теперь в студии полноценно занимаются участники из разных районов Саратовской области и даже других регионов, делая большие успехи и ощущая себя частью той доброй литера-турной традиции, о которой было упомянуто выше. Думаю, у них прекрасные перспективы на дальнейший творческий рост, недаром студия «Голоса поколений», как и её предшественники, считается «кузницей кадров» Саратовской писательской организации.
Альманах сформирован в том же порядке, в каком студийцы получали задания к выполнению, каждый раздел содержит краткую информацию о заданной теме, включённые в него работы — лучшие из представленных на постоянно действующий конкурс. Альманах разделён на две части по годам работы в удалённом формате.
Очень хочется отметить всех представленных в альманахе ав-торов — это актив студии, литераторы, независимо от возраста на-ходящиеся в творческом расцвете, много публикующиеся, высту-пающие, ведущие многоплановую работу в рамках саратовского литпроцесса. Намеренно не называю их поимённо, чтобы читатель мог самостоятельно сделать свой выбор и определиться с предпоч-тениями, а подробности об их творческой биографии можно узнать из раздела «Биографические справки». Для меня, как для руково-дителя студии, важным результатом совместной работы видится то, что почти все студийцы в ходе работы показали отличные ре-зультаты в несвойственных для себя направлениях: поэты писали — прозу, прозаики — стихи, авторы, никогда не пробовавшие себя в роли критиков — статьи и исследовательские эссе, серьёзные реалисты — юмористические произведения, твёрдые прагматики — мистические тексты. В процессе упражнений мы «раскачали» друг друга, попробовали вкус неизведанного, узнали с новых сторон себя и своих коллег. Знаю наверняка, что многие тексты, ставшие ответами на задания, будут теперь частью новых книг студийцев, частью больших произведений, будут выдвинуты на другие конкур-сы, прозвучат с эстрады.
Таким образом, в нынешних, сложных для любой обществен-ной, в том числе литературной жизни, условиях студия «Голоса по-колений» не только выполняет свои основные и исторически сло-жившиеся функции, но и продолжает свой генезис, становясь чем-то большим, чем писательские курсы или авторская общность. Она становится действительно голосом года — частью современной русской литературы.
Прислушайтесь к нашим голосам — они искренние и чистые.

Алексей Бусс,
руководитель студии «Голоса поколений»

Категория: