Сборник произведений победителей XIV областного литературного конкурса среди детей и подростков «Здравствуй, племя младое, незнакомое! – «Память сильнее времени», посвящённый130-летию со дня рождения русского писателя К. А. Федина. (Саратов, 2020. – 88 с.)
Этот сборник – творческий итог очередного XIV областного литературного конкурса среди детей и подростков «Здравствуй, племя младое, незнакомое! – «Память сильнее времени», посвященного 130-летию со дня рождения русского писателя К. А. Федина» в г. Саратове и Саратовской области. В книге представлены стихотворения, прозаические и публицистические пробы пера юных авторов – победителей конкурса.
«ПРЕДСТАВЛЯЯ НАШ ДВАДЦАТЫЙ ВЕК»
Сразу же о не одномерности звучащих у многих авторов этого интересного сборника определений: двадцатый век наш? Ведь юные писатели и публи- цисты родились не в двадцатом, конечно, они близки к дню сегодняшнему, к реалиям и прагматике века новейшего, двадцать первого, с его скоростями, информационной плотностью, цифровыми акцентами. И всё же двадцатый – наш. Почему?
Этим вопросом, думается, вольно или не вольно, как и раз и задаются ребята, находя разные пути-дорожки к ответу, смешивая, будто краски в палитре, стили, пробуя взять высокие поэтические ноты, приступаясь к суровому фундаменту прозы или же проявляя себя на публицистической, как любили говорить литературные критики прошлого века, ниве. И сразу отмечу: фигура Константина Федина, 130летию которого посвящён наш литературный конкурс в этом году, как нельзя лучше предрасполагает к осмыслению не только исторически ушедшей уже или уходящей натуры, но и к искренним раздумьям о дне сегодняшнем.
Так уж выходит: Федин, с его нравственными заповедями и эстетическими максимами, вниманием к отческой памяти, к роду своему и дому своему – оказался интересен взыскательному настоящему. Интересен – в том числе и потому, что предметен. И правда ведь, у Константина Федина что ни деталь, то саратовская топонимика. Липки, волжский берег, площади и взвозы, дороги
и старые здания. Это всё узнаваемо, это всё наше, и потому трудно остаться равнодушно-отстранённым, обращаясь к фединскому творчеству. Да, неравнодушие – вот, пожалуй, главная отличительная черта этой небольшой книжечки. От поэтически-восторженного восклицания Евгении Растегаевой («Федин с детства каждому знаком») до стихотворно-аналитического исследования Яны Криворак, написавшей по роману Федина «Первые радости» специальный стих, в котором студент технического училища Кирилл Извеков ищет свое место в жизни, стремясь «впервые радоваться». Это, кстати, важно уметь делать, поскольку радость – неотъемлемая часть творческого процесса, творческой лаборатории.
Роберт Сейранов отталкивается в своей запоминающейся зарисовке от такого фединского признания: «…В романе, который я собираюсь писать, две части будут посвящены Саратову, хотя, быть может, и зашифрованному. Но кое в чём город будет портретен». А Амина Агамирзаева размышляет о детстве писателя-классика, подробнее останавливаясь на образах отца и матери Константина Александровича, запечатлённых в рассказе «Сазаны». И в обоих случаях авторы принимают близко к сердцу фактуру фединского времени, стараются расслышать голоса минувшей эпохи. Они как бы утверждают: да, это было когда-то, но всё равно осталось с нами, мы не забыли, мы не равнодушны, мы любознательны, нам интересен Федин и его сложная исторически драматическая пора, интересны его образы, его книги.
Впрочем, не обязательно, вовсе не обязательно, чтобы следование «теме конкурса» было безусловным. То есть, я хочу сказать, тема может раскрываться и опосредованно. В искусстве вообще так часто бывает: незримой нитью связуется то, что, казалось бы, удалено, разомкнуто. Вот пример. Замечательное начинание школьников 7 «Г» класса гуманитарно-экономического лицея, решивших написать коллективную книгу-квест «Прогулки по Саратову». Пусть имя писателя не упоминается, но послушайте, как это по-федински – проявлять внимание к ландшафту, в том числе и культурному, родного города, узнавать что-то новое о родной земле, о традициях, об истории. И не просто узнавать, откладывая в дальнюю багажную полку полученные знания, а делиться ими с миром, стараться заинтересовать ещё кого-то. Молодцы, ребята, отличное дело!
А вот ещё пример. Очаровательный рассказ Ксении Воеводиной с неброским, рабочим таким названием «Как мы металлолом собирали». Ну да, автор подробно повествует о том, почему было решено начать сбор металлолома, для чего… Но главнее, конечно, иное: атмосфера диалога времён, ненавязчивые отсылы к прошлому – как и почему делали то же самое ровесники автора в прошлом веке, в советском ещё времени. И можно ли – разным эпохам понять друг друга, услышать. Ксения осознанно или неосознанно, да это и не важно, сосредоточила художественную мысль своего рассказа в его концовке, вроде бы как случайно заметив: «Иногда я сижу, мечтаю о лете и думаю, как же это важно: детям знать, как жили старшие, когда были маленькими, а старшим помнить о том, как они жили в детстве». Всё дело в этом неторопком взгляде, в стремлении мыслить, сомневаться, искать.
Стихи Руслана Гашумова – тоже о поиске. Только в ином ключе. Здесь, скорее, отыскиваются гармонические сочетания, ноты звуковой и смысловой, конечно же, гармонии. Тема отходит на второй план, на первый же выдвигается форма поиска, процесс поиска. В помощь – метафоры, неожиданные эпитеты. Вообще это самый, наверное, сложный путь в литературе, путь на ощупь, интуитивное познание истины.
Золотистый ячмень за окном
Горизонтом серым покошен.
Не всё же нам петь о плохом,
Иногда вспоминай о хорошем!
На этом похвальном пути, коли уж форма (читай, красота) столь многое значит, необходимо узнавать и оттачивать технику стиха, быть предельно внимательным к рифме, звуковой оркестровке, интонационной вариативности строки. Хочу пожелать молодому поэту Руслану Гашумову успехов.
В стихах Анастасии Бакиевой тоже есть попытка осмыслить гармонические соединения человеческой культуры, общность мифологических перекличек. Анастасия пишет более «хрестоматийно», что ли, уверенно-спокойно, точно зная, как можно и нужно излагать прозаический сюжет в поэтической манере.
Немало в мире есть чудес,
Подобных бурному потопу.
Сын Крона, громовержец Зевс,
Похитил милую Европу.
За ней следил с Олимпа он,
И без ума в неё влюбился.
Зевс, для неё покинув трон,
В Быка-красавца превратился.
У меня творческое предложение к Анастасии: попробуй написать о том, чего не знаешь, у чего нет чёткого сюжета, выйди из зоны литературного комфорта. Или так: напиши о бытовом, как я обычно говорю – о дереве, растущем за окошком твоего дома. Это может быть интересный и плодотворный опыт.
Данил Калыбин делится иным опытом: он рассказывает школьную историю своей семьи: «Когда я рассматривал фотографии из семейных альбомов, один снимок меня очень заинтересовал. На нём в окружении учеников второго класса сидит серьёзный, строгий мужчина. Я удивился: ведь в начальных классах всегда учителя – женщины, а тут – мужчина? Оказалось, это мой прадедушка Анатолий Александрович Порядин! А рядом с ним сидит девочка в чёрном фартуке со звёздочкой – это моя бабушка Татьяна Анатольевна! Оказывается, мой прадедушка был учителем начальных классов в сельской школе и учил мою бабушку – свою дочку! Единственный учитель в нашей семье. Вот это было для меня настоящим открытием!
Особой страницей в семейной «школьной» истории». Данил, надо отдать ему должное, во многом выражает интонационно-смысловой вектор сборника в целом. Ребята много говорили о родных, о семьях, об истории рода. А ведь это Константин Федин, мудрый хитрец, навёл нас с вами, друзья, на такой разговор! Не только, получается, об историческом прошлом Саратова речь, о старинных домах и улочках, но и о родовой, поколенной памяти. И это просто замечательно. Александра Григорьева тяготеет к жанру притчи, сказки-притчи, я бы сказал. А что, интересный путь. Только требующий очень уж взыскательного отношения к слову, к языку. Вторичность тут не в подмогу. Александра хорошо справляется с творческими задачами, держит сюжет, умеет подмечать деталику, мастерски сводит лейтмотивы и концовки. Вот, послушайте, как хорошо, с каким профессиональным нажимом она пишет: «Желаю, чтобы не было космических катастроф, земных и звёздных войн. Пусть Солнце дарит только тепло и радость планетам и человечеству, ведь все мы – дети Галактики. Пусть у каждого будет своё место под Солнцем!»
Татьяна Ромодина – пишет она хорошо, уверенно – выступает как писатель-психолог. Рассказ вышел грустный, о потерях, о неизбежности, точнее говоря, потерь. И название – «Опустошщённый» – вполне отражает его общую тональность. Опустошено время, если нет в нём сострадания, – вот главный эмоциональный итог повествования. И всё же в рассказе есть и надежда, она лишь угадывается, пунктирно обозначается, и всё же присутствует: раз подумал автор о таких важных нравственных категориях, как долг, забота о ближнем, сострадание, значит – не всё потеряно для современного общества. В сущности, перед нами ещё один смысловой обертон темы памяти, лейтмотивной для нашего сборника. Память важна, без неё никуда.
Ярослав Курандов в своём ярком по эмоциональной наполненности и самостоятельном по интонационному складу стихотворении так и пишет:
Известно младому племени,
Что память вовек свята!..
О том, что сильнее времени,
Что правду хранит она!
И в день Константина Федина
(В который он был рождён)
Я вам от души поведаю,
Как правдой делился он!
Своей, творчески выверенной, выношенной правдой о Федине и о времени, о памяти и себе, о родной земле и о близких людях делятся Дарья Деменкова, по-новому взглянувшая на историю и на жизнь после посещения замечательного нашего Музея К. А. Федина, Виктория Мичурина, поделившаяся своим пропущенным сквозь сердце исследованием творчества Михаила Воронова (спасибо тебе, Виктория, за наивно-прекрасную мысль о том, что «память сильнее времени»), поэт-пейзажист Дарья Шалагина, начинающий литературный критик Александра Нестерова, появивший навык литературоведческого анализа Сергей Козин, лирик Ольга Поташова, заметившая, что у родины «небесно-светлая душа (волжский крутобережный Вольск сразу виден!), эссеист Мухаммедамин Нематов, в ёмком этюде постаравшийся раскрыть громадную тему счастья человеческого, Полина Шарова, организовавшую для читателей воскресную прогулку по улице Волжской к памятнику Федина.
А наше с вами, ребята, весеннее путешествие по фединским – и не только – литературным местам, долам и весям завершается. Будем помнить, что гуманность и человечность – главные, корневые характеристики отечественной культуры. Что сбережение человека – и в личностном, и в поколенном масштабе – первостепенная задача общества. Этому учил писатель-классик Константин Федин. Этому учит русская классическая литература.
Иван Пырков,
член Союза писателей России,
доктор филологических наук
Евгения РАСТЕГАЕВА
Аткарск
Памяти писателя
Он родился в позапрошлом веке
И прославил Родину трудом.
Что ещё сказать о человеке?
Федин с детства каждому знаком.
Константина Федина мы знаем,
Он великий русский человек,
И рассказы мы его читаем,
Представляя наш двадцатый век.
Как солдат у Родины на страже,
Он добился всё, чего хотел.
Довелось ему увидеть даже,
Как Гагарин в космос полетел.
Жизнь его трудна, но интересна,
Да, судьба писателя сложна.
Истина была ему известна —
Родина у нас у всех одна.