Саратовское РО ООО «Союз писателей России

Издания СП

  Сборник произведений победителей XV областного литературного конкурса среди детей и подростков «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» – «Созвучие времён», в рамках Года педагога и наставника Саратов, 2023 г.

 

…КАК СВЕТ И ХЛЕБ
Хорошо, что 2023‑й объявлен в России Годом педагога и наставника. Нет благородней миссии, чем учитель. Нет важнее дела. Мы ведь все родом из детства и из школы. Мы все ученики, если вдуматься. И в жизни обязательно наступает момент, когда ты вспоминаешь о своих учителях, чувствуя перед ними – прав писатель Валентин Распутин в гениальных «Уроках французского» – необъяснимую, щемящую вину. И испытывая к ним благодарность, конечно!
Дорогие ребята, авторы этого сборника, школьники и студенты! Хочу сообщить, что взыскательное жюри литературного конкурса «Здравствуй, племя младое, незнакомое», благодарит вас за неравнодушие, за стремление самостоятельно думать и не забывать-помнить. И я от себя лично говорю: спасибо! Вы учитесь у нас, а мы, называющие себя зачем-
то взрослыми, у вас. Так уж устроен
этот мир.
Итак, что же за книга перед нами и какие уроки можно вынести, прочитав её? Начнём с поэзии. Стихи Руслана Гашумова – событие яркое. Первая же строчка его триумфальной, я бы сказал (всё же Гран-при!), подборки запоминается: «Через музыку в нас проникает свет». Замечу и вот что: начиная сборник, стихи Руслана дают ему разбежку, задают тон и ритм. От них становится светло и тепло на душе:
Здравствуй, весна,
Будь в этот раз теплее.
Однако Руслан Гашумов не избегает в строке трагичности бытия, уходя от «красивостей» и ложно-восторженного пафоса в сторону единственно возможной в поэзии красоты – красоты правды:
Но все получается бестолково.
Любовь – это чувство в моей груди,
И я не хочу ощущать иного.
Мне бы хотелось состариться вместе,
Слушать Элвиса Пресли и Джека петь,
И в этой огромной и скучной вселенной,
Вопреки всем преградам,
Тебя любить.
А потом понеслось:
Какие-то строчки по смс, селфи
И ночи бессонные.

Обратите внимание на рваную, как бы чуть поломанную ритмику стиха, точно и тонко передающую прерывистое дыхание взволнованного человека, ритм влюблённого сердца. Ценно, что не специально (это будет потом, в процессе поэтической школы, по мере профессионального роста), а нечаянно, само собой. Хотелось бы пожелать Руслану поработать над графикой стихов, над их визуальным графическим образом: где-то перебой или слом строки, где-то «лесенка», более органично отражающая движение мысли и души…
Душевное движение, я бы сказал волнение Виктории Старыгиной, напоминающей нам в своих предельно искренних стихах о главном, ощущается почти физически:
Мы примеряем миллионы масок,
Хотим казаться лучше, чем мы есть.
И забываем, что казаться мало.
И забываем, в чем же смысл весь…
Сорвать все маски, отыскать себя,
И становиться лучше, не казаться!
Стараться жить по-доброму, любя —
Вот жизни суть, что стала забываться!

Да, такое вот напоминание. Виктория пишет эмоционально, её тире и восклицательные знаки (посмотрите в подборке) – более чем красноречивы.
Анастасию Баеву хотелось бы похвалить за внимание к деталям, наблюдательность поэтического взгляда, поэт заметил, как бы набрасывая в блокноте памяти, портрет своего учителя, что «упрятала краска сединки волос». И хорошо, плавно-спокойно, хотя и с пронзительной скрытой грустью, завершается стих:
Однажды, и время какое бы ни было,
О школе вздохну ностальгически вдруг,
А в памяти образ извечный, незыблемый —
Мой первый учитель, наставник и друг.

Но не стихом единым! Есть у нас и проза с публицистикой. Да ещё какая! Ирина Морозова рассказывает о Зое Ивановне Червяковой – Учителе с большой буквы. Получается интересно, содержательно, многогранно. Мы видим перед собой образ человека, узнаём о его жизни, а ещё – о жизни страны, о времени. Не всегда счастливо-безоблачном, порой тревожном и жестоком. Однако автор этого замечательного эссе-исследования убедительно показывает, как человек, личность, в данном случае Учитель – изменяет время и жизнь к лучшему. Начиная, казалось бы, с малого, со школьного урока, с организации краеведческого музея. Но разве же, если разобраться, с малого? А не с самого ли главного в действительности? Знаешь, Ирина, читая твою замечательную работу, узнавая про жизнь удивительной Зои Ивановны, я тоже вспомнил об одном учителе. В детстве, случайно можно сказать, проездом, побывал я в заброшенной школе – в посёлке Медянский под Ульяновском. Это была заброшенная школа окружённая старым-старый садом. Илья Ильич, так звали учителя, покачивая седой, под стать здешним меловым породам, головой, рассказывал. О том, что живёт он совсем один в бывшей школе; что все поразъезжались, и некогда многолюдный посёлок почти превратился в выселки; что и он бы не остался, да школьный сад с учениками бросить не может. И, подходя к деревьям, к яблоням и вишням, называл каждое из них по именам. По именам своих учеников. Он, высокий и степенный, и тогда, в саду, среди деревьев, оставался учителем…
Дмитрий Астраханцев в своём блестящем этюде тоже рассказывает про деревья – животворный парк в раскалённой засушливой степи был разбит усилиями учителя, Николая Александровича Астраханцева. И как же хорошо, что не забыто его имя, что память о его подвижнической жизни шелестит в зеленеющих кронах и живёт в сердцах учеников.
Анна Евдокимова нашла неожиданный ракурс для своего почти сказочного повествования. Она рассказала нам историю от лица… старой Мыльницы. Мыльница эта заслуженная, ведь когда-то она спасла человеческую жизнь, приняв на себя пулю. «Старая Мыльница, устав после тяжелого дня, погрузилась в глубокий покойный сон. Через неделю ей предстоит далекое путешествие на новое место жительства – в школьный краеведческий музей, где она станет памятью о педагоге-фронтовике для всех ребят той школы, в которой работал Гаврила Ильич… А пока… Она по-прежнему слушает по утрам, как постукивают ходики на стене, ритмично отчеканивая своё «тик-так» и радостно пред‑ вещая наступление нового дня. А веселые озорные капельки из крана, который так и не успели починить, радостно отвечают им: «Кап-кап!», напоминая почтенной Мыльнице биение отважного сердца. Тук-тук, тук-тук, тук-тук…»
Внутренняя пружина рассказа, его художественная динамика – пульс. Причём автор умело согармонизирует биение человеческого сердца со звучанием окружающего мира. Так сердцем и человечностью наделяются предметы и явления, так оживает всё вокруг.
Карина Каранова тоже у нас сказочница. Вот как замечательно, с какой тонкой интонационной стилизованностью она пишет: «…В некотором царстве, в Карабулакском государстве, за горами, за лесами жила-была семья Карановых. И была у них дочка Карина – умная, красивая, жизнерадостная и очень энергичная». А далее мы узнаём про волшебницу-фею, то есть… учителя Елена Владимировна, которая «развивала в танце большую часть детей королевства, они ездили на конкурсы, соревновались в своем творчестве, ни один концерт не проходил без номеров студии «Экспромт».
Яркие, необычные, выразительные, запоминающиеся образные танцы отражали мастерство и искусство самого педагога». Учила фея «не только грации, но и тому, как преподнести себя в обществе… ответственности, соблюдению всех правил, справедливости и надежности».
Зарисовка Валерии Гуриновой отличается весьма ценными в творчестве иронией и самоиронией. Особо отмечу мастерски проводимые автором параллели между настроением героя и настроением природы, атмосферой за окнами школы:
«Одиннадцатый класс, я сижу в классе одна (все мои одноклассники уже давно ушли домой), а меня держит тут Марья Ивановна и совершенно отказывается отпускать домой. Единственное хорошее в этом то, что погода сочувствует мне и проливает поддерживающую товарищескую слезу». Конечно же, в конце оказывается, что Марья Ивановна была права, делала всё правильно. Более того: «…всё это было не напрасно! Я смогла поступить туда, куда всегда мечтала – на учителя литературы». Друзья мои, не всё потеряно, если стать учителем литературы – заветная мечта молодого человека!
Екатерина Чуева – отмечу её работу особо – как бы передоверяет свой рассказ бабушке, родной и любимой бабе Любе. Получается повествование в повествовании, время во времени. Напластование эпох, связь времён – не нарочитая, искусственная, а живая: «Я выросла в большой, дружной семье, где, кроме меня, один за другим поднимались пятеро братьев. Тогда все люди жили бедно, и мы тоже. Папа и мама, Сергей Григорьевич и Клавдия Васильевна Чуевы, старались обеспечить нас всем необходимым. В то время газа в сёлах не было, топили русские печи кизяками… Детство было тяжёлым, но весёлым и удивительно радостным. Мы из речки ловили решетом мелкую рыбёшку и довольные несли её домой. Любили
собирать луговые опята, а мама нам варила душистую, ароматную похлёбку! А ещё вспоминается, как ходили в кино. Денег у мамы никогда не было, поэтому раз в неделю по очереди двое шли в клуб: мама давала каждому сырое яйцо, счастливчики доходили до магазина, сдавали яйцо, получали 5 копеек от продавца и довольные бежали в кино!»
За этим безыскусным рассказом – сложная и драматичная жизнь, полная лишений, тревог, непомерно тяжкого труда. Но за чёрным бытом, скажем так, за каждодневным выживанием не теряется радость бытия. Потому что человек светел, потому что сердце у него открытое. «Бабуля рассказывала мне, что, когда пришло время пойти в первый класс, портфель и школьные принадлежности купить было не на что. Первокласснице Любочке дали белый коленкоровый платок, в который девочка складывала тетрадь и чернила, завязывала узелком и ходила на занятия. По субботам платок, запачканный чернилами, мамины заботливые руки приводили в порядок». Так вот, с коленкоровым платочком вместо портфеля-ранца…
Сколько в этом правды! Можно писать пафосные методички, объясняя что да как, сочинять лозунги. А можно просто вспомнить микродеталь, эпизод, изнаночный шов эпохи. Работа писателя, как это ни парадоксально звучит, не всегда в том, чтобы писать, но всегда в том, чтобы думать, наблюдать, замечать, сравнивать, помнить. Главное – помнить… И снова говорит баба Люба: «Свой первый урок помню очень хорошо. Прозвенел звонок, захожу в класс. Вначале я совсем не волновалась, но когда увидела учеников, которые были чуть-чуть младше меня, по моему телу пробежала лёгкая дрожь… Мальчишки, сидящие за последней партой, тихо захихикали. Я придала себе серьезный вид и села за учительский стол, открыла классный журнал. Потом, достав записанный аккуратным и красивым почерком за ночь конспект, начала вести урок…» Обязательно почитайте эту сильную и яркую работу Екатерины Чуевой, познакомьтесь поближе с замечательной Любовью Сергеевной Дергачёвой.
И небольшое эссе Яны Бабаевой тоже не пропустите – оно искреннее, чистое, трогательное.
Спасибо тебе, Яна, что вспомнила Дмитрия Сергеевича Лихачёва – без его светлой и немного грустной улыбки (чёрные сталинские репрессии и блокада за плечами) невозможно представить тему
учительства и наставничества в нашей культуре.
Подумалось вдруг: а ведь и литература, и искусство в целом близки наставничеству, «учительству», по-лихачёвски говоря. Только без наущений и лекций, без дидактики и нравоучений.
Открыто-солнечные стихи Дианы Аристовой, светлое эссе Анастасии Бузычкиной (Настя, передавай от меня поклон маме, быть воспитателем – благороднейшая миссия!), актуальный очерк Юлии Денисовой, замечательное исследование Мурата Ерусланова о П. Г. Любомирове, отобранные из числа многих и многих яркие работы Елизаветы Черкашиной (о Петре Васильевиче Глазкове, учителе-фронтовике, будем теперь знать и помнить), Андрея Аржанухина, Ангелины Носовой, Елизаветы Черкашиной (благодарю вас, дорогие ребята, за память сердца, за внимание к вашим учителям и стремление быть на них похожими!).
И ещё коротко о вошедших в сборник очерках Амины Агамирзаевой, трогательно рассказывающей о встрече с поэтами Алексеем Буссом, Владимиром Шабаевым, Людмилой Липатовой, прозаиками Владимиром Гурьяновым и Александром Зуевым. Саратовское отделение Союза писателей России ведёт каждодневную, напряжённую и очень
интересную творческую работу – проходят встречи с читателями, кипят споры в литературных кружках и студиях. Например, Алексей Бусс возглавляет литературную студию «Голоса поколений» – авторитетнейшую и старейшую в Саратове. Это ведь тоже школа, тоже учительство и наставничество. Невозможно взять и научится писать, скажем, стихи, но учиться нужно этому, если ты профессиональный писатель, всю жизнь. Парадокс! Так вот, Амина Анамирзаева, сама участница литобъединения «Вдохновение», рассказала о встрече с саратовскими писателями. Владимир Григорьевич Гурьянов, председатель Саратовского отделения СП России, выступает организатором и участником подобных встреч, развивает творческие связи с литературными объединениями области. Это хорошее, доброе начинание, соответствующее духу наставничества.
И ещё о стихах. Звонких, открытых и чистых, как весенняя капель, стихах восьмиклассницы Ксении Чапраевой. Она пишет как раз об учительстве в литературе.
Научите меня сочинять,
Ведь стихи – это очень красиво!
Мне не нужно во всём помогать,
Только б тему, причину к прорыву.
(Кто бы нас научил, дорогая Ксения! Шучу, шучу…) Конечно, научим, поможем, подскажем. Приезжай в Союз писателей – на мастер-классы, встречи, поэтические турниры, занятия литстудий. Мы всегда будем тебе рады, как будем рады и всем, неравнодушным к творчеству и стремящимся к самосовершенствованию! А мы, в свою очередь, постараемся учиться у тебя. Чему? Ну, например, «детскому» умению задавать главные «взрослые» вопросы:
Здесь ты за себя, и решать лишь тебе,
Дорогу ты сам выбираешь.
Но вспомни родных, воспитанье в семье.
…По совести жизнь проживаешь?
На этом вопросительном знаке, вполне отражающем время и нас во времени, каждого отдельно и всех вместе, я бы хотел завершить наш с вами сегодняшний разговор.

Иван Васильцов,
член Союза писателей России,
доктор филологических наук, профессор,
лауреат Международной
литературной премии им. И. А. Гончаров
а

Руслан ГАШУМОВ,
студент 2 курса филиала ГПОУ
«Саратовского областного колледжа искусств»,
г. Вольск

* * *
Через музыку в нас проникает свет,
Полюбуйся, как в поле ромашки пляшут.
Я хочу, чтобы каждый изгиб твоих губ
Становился с годами краше.
Чтоб ты звонко плясала и пела песни,
В голове никаких забот,
Чтобы звук твоего прекрасного смеха
Был слышан со всех окон.
Через музыку в нас проникает свет,
Через письма мои – душа,
Посмотри на себя, моя милая,
Ты прекрасна как никогда.

* * *
Где бы мы с тобой ни случились,
Где бы нам ни найтись теперь,
Закрываю входные двери,
Оставляя в душе метель.
Где б глаза твои ни увидеть,
Где б руки твоей ни застать,
Пережили мы эту зиму,
Пережили… И сможем опять.
Только что-то внутри не то,
И тревожит устало грудь.
Я закончусь в тебе когда-то
И когда-то в тебе начнусь.
Стану закатом, морем,
Стану твоей тоской,
Стану твоей любовью,
Стану твоим дождем.
Стану стеной посмертно,
Стану твоим зонтом,
Стану твоей вселенной,
Стану твоим плащом.
Стану, без сожалений, тем,
Кем захочешь ты.
Стану твоей землей я,
Чтобы дарить цветы.

* * *
Мне бы хотелось состариться вместе,
Чтоб ты смеялась и пела песни,
А я надевая свой чёрный смокинг,
Смотрел, как красив на твоей шее чокер.
Мне бы писать тебе о любви,
Но все получается бестолково.
Любовь – это чувство в моей груди,
И я не хочу ощущать иного.
Мне бы хотелось состариться вместе,
Слушать Элвиса Пресли и Джека петь,
И в этой огромной и скучной вселенной,
Вопреки всем преградам,
Тебя любить.
А потом понеслось:
Какие-
то строчки по смс, селфи
И ночи бессонные.
Сказать, что ты просто в моей голове —
Это как плюнуть в море.
А потом мы смеялись и улыбались,
Смотрели друг другу в глаза,
Руками друг друга касались
И целовались…едва.
Мы решили, что вместе пойдём
По тропинкам одной судьбы,
Каждый путник свой ищет путь,
Ну, а мой, безусловно, ты.
* * *
Мы теряем друзей, обретая свободу,
Мы находим лишь тех, кто судьбою нам дан,
Не спеши находить в своих близких изъяны,
Ощути и пойми, что из них соткан сам.
Не спеши на прощанье руки не пожать,
Улыбнутся в ответ на молчание.
Жизнь – она скоротечна, и эти года
Пролетят, словно вальс прощальный.
Мы теряем людей, обретая свободу,
Остаются лишь те, кому мы дороги,
Оставайся по жизни таким, чтобы помнить,
Чтобы близкие знали, что они не одни.
* * *
Здравствуй, весна,
Будь в этот раз теплее.
Словно родные руки
Вновь обнимают плечи.
Здравствуй, весна,
Ты знаешь, сколько проходит дней?
Я каждый четверг и пятницу
Вспоминаю с тревогой о ней.
Здравствуй и до свидания,
Будь счастлива – хоть не со мной,
Неважно, куда время катится,
Я навсегда с тобой.
* * *
Мама, так хочется, чтобы ты улыбалась,
Смотрела, как в детстве, строго
И запрещала не спать.
Чтоб снова садилась делать со мной уроки,
Чтоб на земле болезни тебя никакие не смели достать.
Мне хочется снова срывать тебе листья с деревьев,
Дарить их как роз самый яркий и пышный букет.
И так беззаботно, и так безгранично, мама,
Мне хочется обнимать тебя,
Словно ты первый снег.

Категория: