(Н.С. Байбуза. В стране, просторной от потерь: Поэтическая антология – Саратов: Саратовский источник, 2016. – 204 с.)
«Книга эта – подарок любителю поэзии: и потому, что в ней можно найти все лучшие стихи поэта с 1970-х гг. по сегодняшний день, и потому, что это новая встреча с его стихами – всегда точными. Выверенными, вечно актуальными.
Это книга-дорога. В ней весь долгий и трудный литературный и жизненный путь Байбузы – от романтического алтайского рабочего к поэту, соединившему в себе Алтай и Волгу, послевоенное детство и оголтелый разгул 90-х. Уже в самом начале этой долгой дороги, у первого её верстового столба – коллективного сборника молодых литераторов «песня юности», поэт сделал зарубку на память, выбрал лаконичный план жизненного пути:
Хочу достичь рядов мастеровых,
Которые в делах меня учили –
Работай так,
Чтоб люди не винили
Тебя за кражу воздуха у них.
И прочитав книгу, ты увидишь, читатель, что план этот Николай Байбуза выполнил.
Это книга-беседа. Как уже было сказано выше, поэт в большинстве случаев обращается к читателю напрямую, как в откровенном дружеском разговоре. И это – не литературный приём, не удобная автору фигура речи, а слепок реальной жизни в скульптурной глине поэзии! В стихах Байбузы обретает стихотворную «плоть» действительное общение с друзьями. Разговоры, очные и телефонные, письма и, возможно, что важнее всего- общение духовное, которому вообще не страшны преграды и расстояния. И звучат в стихах слова, которые, может, и не были сказаны по каким-то причинам, но должны быть произнесены обязательно – на более высоком уровне, на уровне поэзии:
Ах, Борька, Боря,
Боренька, Борис!
Неужто жизнь –
Листочком сверху вниз?
А мы с тобой всю жизнь глядели оба
Судьбине в рот,
Жующей мяту слова?
По большому счёту вся поэзия Николая Байбузы – это поэзия обращения, поэзия прямой речи. Возможно, именно поэтому его книги так богаты посвящениями – как коллегам по литературному цеху, так и просто людям из окружающего мира – родным, близким и далёким, живым и ушедшим. И адресаты его стихов – они не фотография на стене, они всегда отклик, отзвук, обязательный ответ родственной души, не допускающий повисающих в воздухе риторических вопросов.
Это книга-исповедь. Без излишней сакральности – так получается всегда, когда под одной обложкой собираются все творческие достижения автора, который никогда не ставил перед собой целей искусства, для которого поэтическое слово было прежде всего инструментом познания Вселенной, человека вообще и Человека конкретного – самого себя. А генезис творческой личности, изложенной на бумаге – это всегда исповедь, причём самая бескомпромиссная, без посредников между этой самой личностью и вечностью».
Алексей Бусс (из предисловия)
Пролог
Рябины чёрной время подоспело:
И почернеть, всё же сладкой стать.
Прекрасная погода – минус пять;
И накормить синиц – благое дело.
Прекрасен свет восхода и заката,
Прекрасная погода – минус шесть,
Когда б не минус стыд, и минус честь,
В стране богатств, живущих небогато.
Где Звёздная Медведица весома,
А в лапах – лишь сиянье высоты.
И толмачам цветастой пустоты
Не победить молчанья чернозёма.
С одним лишь чувством в сад предзимний выйду:
Размах вселенский не даётся всем.
Что ж, чистым снегом медленно заем
Последнюю вселенскую обиду.