«МНЕ ДАЙТЕ СВЕТ! ЛЮБУЮСЬ ИМ!»
Накануне Нового года энергетик Алексей Александрович Бусс, специалист по безопасности филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Нижне-Волжского ПМЭС, рассылает друзьям поздравительные открытки. Нет, не по электронной почте. Хотя дружит с компьютером, но чудеса современной техники использует лишь для оперативной связи со своими корреспондентами, полагая: старые добрые картонные открытки уважительнее поздравлений на экране монитора.
В социальной сети «Одноклассники» у него своя страничка. Переписывается с теми, кого геополитические волны разбросали по свету. За свои сорок пять лет успел пожить в трёх странах: СССР, Республике Казахстан и в Российской Федерации.
Родился в узбекском городе Тахиаташ, куда его маму, микробиолога Светлану Александровну, привела «охота к перемене мест», столь свойственная советской молодёжи. Правда, своего родного города Алёша не запомнил: ему не исполнился год, когда в 1974 году семья переехала в Целиноград - будущую столицу Казахстана Астану, а тогда провинциальный областной центр, впрочем, тоже столичный: главный город целинной эпопеи. Там и в школу пошёл, и аттестат зрелости получил, оказавшись среди последнего поколения советских школьников: выпускной бал для него прогремел в июне 1991 года.
Школьные увлечения Алексея - рок-музыка и сначала чтение, а потом и проба пера. Как сегодня с юмором вспоминает Алексей Александрович, то обстоятельство, что ему медведь наступил сразу на два уха, отчего ему было трудно брать ноты и на бас-гитаре, и на ритм-гитаре, заставило его подпитывать ансамбль новыми песнями, сочиняя стихи. Оценивать их отдавал не только музыкантам, но и земляку Алексею Борисовичу Де- больскому (как гласит Википедия, «немецкий советский писатель, переводчик и драматург»). Фронтовик, писавший на двух языках, поощрял поэтические опыты мальчишки, а когда его младший тёзка уже поступил на филологический факультет педагогического института и его творчество окрепло, первый наставник решил, что пора выносить стихи Бусса на суд читателей. Направил его в редакцию журнала «Нива». Его редактор Владимир Романович Гундаров (автор хита 1970-х «Деревенька моя»), перелистав тетрадку и сделав кое-какие правки, сказал: «Будем печатать». Так поэтический дебют девятнадцатилетнего Бусса состоялся сразу в «толстом» литературном журнале! В советские годы на страницах литжурналов не всякого профессионала печатали, держали планку отбора высоко.
Семидесятые-восьмидесятые годы - эпоха «развитого социализма», остряки ещё именовали те годы, на кои пришлось детство Алексея, «эпохой распитого социализма». Спрашиваю, как ему удалось избежать подводных камней подросткового увлечения спиртным, сигаретами. С присущим ему юмором Алексей Александрович реагирует: «Тогда началась антиалкогольная кампания, ввели талоны на водку и табак, взрослым не хватало, где уж нам, мальчишкам... А если серьёзно - спасло окружение. Все мои друзья увлекались спортом, и тогда «спирт» и «спорт» были несовместимы. Перед глазами был и положительный пример - мои дед и бабушка, мамины родители, Александр Филиппович Бусс и Галина Ивановна Пылаева (Тарутина - девичья фамилия), никогда на стол не ставили бутылок, зато всегда там лежали «настольные книги», они и мне привили любовь к запойному чтению. Был, к сожалению, и отрицательный пример. Давыд Викторович, отчим, по пятницам, как и многие его коллеги-водители, «расслаблялся» со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ну, а к сознательной трезвости я пришёл уже здесь, в двухтысячные годы. Постоянно за рулём, да и наполненность жизни не оставляла места для ненужного для меня, как я решил, наркотического допинга. Два обстоятельства подвигли меня ввести для себя «сухой закон»: судьба директора одного саратовского предприятия, где я работал, он буквально сжигал себя пьянкой, как выстрелило: оказывается, пропасть можно в два счёта! И вторая причина - так сказать, геополитическая: мои казахстанские друзья-одноклассники в письмах пеняли: в вашей России все пьют! «Не все, - отвечал я им, - я-то не пью». Некоторые мои друзья тоже бросили пить, на меня глядя».
Подвигнули к переезду не политические, а экономические причины. Достаточно сказать, что в середине девяностых жители будущей столицы нового государства вынуждены были готовить завтраки на... костре, перебои с подачей электроэнергии и газа становились правилом. В Саратов семья переехала в 1996 году, а впервые Алексей увидел наш город проездом ещё школьником по пути на экскурсию в Волгоград. Запомнилось - Саратов пахнет яблоками!
К тому времени (1996 год) Алексей Александрович женился на однокласснице Ларисе Петровне («она в нашем студенческом ансамбле - солистка»), подрастала дочь Катя («оканчивает Боголюбовское художественное училище, - хвалится отец успехами дочери, демонстрируя выполненные молодым графиком обложки книг, - недавно замуж вышла, но я пока ещё не дед»). В Саратове найти работу оказалось непросто, перебивался гонорарами нештатника в различных изданиях, пока не устроился корреспондентом в районную газету «Большая Волга».
На переломе веков на рынке прессы издания то закрывались, то открывались вновь, и потому когда в очередной раз оказался безработным и друзья предложили устроиться в систему энергоснабжения, решил попробовать, дело пошло, и вот уже два десятилетия «зажигает свет» в городе, в котором «огней так много золотых». «Зажигает» и новые таланты, на общественных началах (2018 год - год добровольца!) вот уже четвёртый год ведёт литстудию «Голоса поколений» при местном отделении Союза писателей России.
У руля литстудии оказался неожиданно для себя. Хотя и вступил в Союз писателей девятнадцать лет назад, издал пять поэтических книг, однако полагал, что учить других должны маститые писатели.
А они, мэтры, к тому времени расхворались и обратились к нему с просьбой не дать погибнуть хорошему делу - литстудия «Молодые голоса» ведёт своё
начало с 1979 года, а некоторые краеведы относят дату её рождения к началу шестидесятых. Рискнул Алексей Александрович попробовать.
И начал с... переезда: студия сменила адрес Дома работников искусств на помещение Союза писателей на улице Советской и обрела официальный статус учебного подразделения Саратовской писательской организации.
Второе его новшество - серьёзная литературная учёба. Как обычно идут занятия в подобных кружках, объединениях? Наставник слушает, как студийцы читают свои вирши, разбирает, обращает внимание на ошибки. Алексей Александрович, не исключая такой практики, упор делает на учёбе на примере классиков. Объявляет заранее (занятия - два раза в месяц), о чьём творчестве пойдёт речь (как правило, следуя календарю, выбирая круглую дату юбиляра), и студийцы знакомятся с произведениями поэтов и писателей. Не только русских.
Например, к сожалению, сегодня мы упускаем из вида творчество замечательных авторов из бывших братских союзных республик, чьими поэмами и романами зачитывался весь Советский Союз - а «Голоса поколений» подробно изучили прозу Георгия Гулиа, Гранта Матевосяна, стихи Олжаса Сулейменова. А на предпоследнем занятии разбирали творчество очень самобытного прозаика Фёдора Кнорре, его больше знают как сценариста (фильм «Истребители»), но студийцы штудировали его сказки. В мае 2018 года исполнилось сто лет со дня рождения нашего земляка Михаила Николаевича Алексеева, о его романах и шла речь на майских заседаниях «Голосов поколений».
«В прошлом году в Союз писателей приняли двух наших студийцев - Олега Дмитриева и Ивана Тернова, двое на подходе - Игорь Шведов и Евгений Саблин (Евгений Фёдорович - старейший член Саратовского общества трезвости и здоровья - В.В.)»,
- с гордостью представляет мне Алексей Александрович недавно вышедшие сборники Олега Дмитриева и Ивана Тернова, Людмилы Липатовой и Александры Жадан, Наталии Тремасовой и Анатолия Золонцева. Родиться книгам помог руководитель литстудии: Алексей Александрович не жалеет времени на рецензирование, редактирование, даже на иллюстрирование, хотя не сам рисует, обращается за помощью к дочери. Екатерина Алексеевна унаследовала от родителей и от дедушки с бабушкой замечательную трезвость. Трезвость не только в узком смысле «не пью- не курю», но и трезвомыслие, взгляд на мир с позиций увлечённого человека, для которого жизнь - это прежде всего служение ближнему своему.
Хотелось бы рассказать и о творчестве Алексея Александровича, но объём газетной полосы не позволяет этого. Читатели могут познакомиться с его стихами в библиотеках. Как и с поэзией его студийцев: непременным условием издания книги ставит Бусс её дарение всем саратовским библиотекам (а их в Саратове - 46).
Беседовать с поэтами долго
- утомительно: «Я поэт, тем и интересен», вслед за Маяковским уверяют они, бесконечно склоняя любимое местоимение «я». В этом отношении Алексей Александрович исключение: в его речи чаще встречаются иные местоимения: он, они, она, мы. О своих студийцах может говорить часами. О себе же хорошо сказал в стихотворении, коим и завершаем наше повествование:
В комнату сто литров солнца
Влили через глаз окна.
Пусть сумасшедший день несётся,
Как будто рухнула стена.
И мне не хочется быть первым,
Как быть не хочется вторым.
Пусть всё летит расчётом трезвым,
Мне дайте свет! Любуюсь им!
Владимир ВАРДУГИН