Саратовское РО ООО «Союз писателей России

Критика

Рассказ А.П. Чехова «Чёрный монах» (1893 г.) – произведение очень личное, глубокое, обращённое к тайне гения. В первую очередь, как определял его сам автор, это «рассказ медицинский, historiamorbi (история болезни). Трактуется в нём мания величия» (из письма к М.О. Меньшикову от 15 января 1894г.).

 

Что такое выдающийся человек? Откуда черпает он свою гениальность и чем отличается от людей обыкновенных? Не является ли природная одарённость художника своеобразной душевной аномалией, и где проходит граница между здоровьем и болезнью? – Эти и многие другие вопросы затрагивает Чехов в одном из самых нечеховских своих произведений – мистической трагедии о судьбе гения.
Произведение нечеховское, потому что, пожалуй, нигде скрытный и самоироничный писатель не выразил так отчётливо своих тревожно-волнующих самоощущений художника. Чёрного монаха выдумать нельзя. Его можно только осмыслить как факт своей внутренней жизни. Известно, что образ Чёрного монаха явился писателю во сне и так потряс его, что он не только запомнил его, но и долго обсуждал свой сон с мелиховскими обитателями, даже написал о нём своему другу А.С. Суворину («Монах …несущийся через поле, приснился мне…» – письмо от 25 января 1894г.).
«Впечатление чёрного монаха было настолько сильное, – писал М.П. Чехов, – что брат Антон ещё долго не мог успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока, наконец, не написал о нём свой известный рассказ».
История создания «Чёрного монаха» отнюдь не психическая аномалия, – как известно, воображение художника работает и во сне. Конечно, не всегда именно во сне получает писатель импульс такой силы. Но ведь творческая лаборатория писателя, его талант и вдохновение – это не открытая книга, тайна сия велика есть. О том, собственно, и рассказ Чехова.
Событийная сторона рассказа крайне незначительна, как совсем не важна внешняя жизнь главного героя, Андрея Васильевича Коврина, молодого магистра, который, приехав на лето в имение своего бывшего опекуна и воспитателя Песоцкого, неожиданно для себя женится на его дочери Тане, а затем заболевает и вскоре, так же неожиданно расставшись с женой, умирает.
Самое важное для философа Коврина – это жизнь духа. Он погружён в идеи, много читает, пишет, делает прекрасную научную карьеру. А потому в рассказе главная часть повествования – описание загадочных, волнующих перемен, которые стали происходить в сознании героя. Показывая в начале рассказа пограничное состояние утомлённого разума Коврина, Чехов ведёт своих читателей по тропе безумия, по которой вслед за своей галлюцинацией – Чёрным монахом – устремляется его Коврин. Устремляется с вдохновенным восторгом, неостановимо. Он дорожит своей тайной, ему не хочется ни с кем ею делиться, и потому, скрыв от окружающих своё видЕние, философ после пережитого возвращается к людям с каким-то особенным, лучезарным, вдохновенным лицом.
Что характерно: о Монахе он любит думать, хотя и осознает, что это –
болезнь, что он дошел до галлюцинаций. Это немного пугает его, но не всерьёз и ненадолго. Скорее – вдохновляет, он начинает ставить перед собой всё более сложные творческие цели: «Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного, поражающего».
А Чёрный монах, как никто на свете, отвечает этим его внутренним запросам. Он внушает ему уверенность в своих силах и выдающихся возможностях. Он ведёт с Ковриным разговор о самом для него важном: о бессмертии, вечной жизни и цели человеческого существования. Коврину слушать его приятно. Хотя по-прежнему несколько беспокоит мысль о сущности Чёрного монаха. Ведь он – призрак, невидимый другим, а значит, магистр психически болен, он ненормален. Как же человеку творческому следует относиться к этому тревожному факту?
– А не тревожиться, – успокаивает Монах. «Что смущаться? Ты болен, потому что работал через силу и утомился, а это значит, что своё здоровье ты принес в жертву идее, и близко время, когда ты отдашь ей и самую жизнь. Чего лучше? Это – то, к чему стремятся все вообще одарённые, благородные натуры». Ведь и в принципе гений – это не норма. Здоровы только нормальные, то есть заурядные, «стадные» люди. Что отличает пророков, поэтов, мучеников за идею? – Повышенное настроение, возбуждение, экстаз, – всё то, что неведомо обычному человеку и что противоречит его биологической природе. А потому – не надо бояться неведомого, ведь это и есть знак избранничества.
Чёрный монах озвучивает самые сокровенные мысли Коврина, который в момент своих видЕний переживает «светлые, чудесные, неземные минуты», что со стороны кажется «странным».
Бред как высшее проявление жизни, когда человек счастлив, восторжен, жаждет любви. Когда работается ему как никогда вдохновенно и продуктивно. Когда постоянно он испытывает счастье и радость бытия.
И только когда увидел он насмерть перепуганную жену, услышал её рыданья, – Коврин вдруг испугался своей болезни. «Только теперь, глядя на неё (на жену – Н.Т), Коврин понял всю опасность своего положения, понял, что значат Чёрный монах и беседы с ним. Для него теперь было ясно, что он сумасшедший».
И струсил, побоялся философ уйти вслед за Монахом за тонкий слой реальности. Вернулся в обычную, здоровую жизнь, с её лекарствами, усиленным питанием и растительным покоем. Стал нормальным, несчастным человеком.
Теперь он вялый, неудовлетворенный и недоумевает: «Зачем, зачем вы меня лечили? Бромистые препараты, праздность, тёплые ванны, надзор, малодушный страх за каждый глоток, за каждый шаг – всё это в конце концов доведет меня до идиотизма. Я сходил с ума, у меня была мания величия, но зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я – посредственность, мне скучно жить…»
И он прав. Ведь именно в этом, здоровом, нормальном состоянии, он разрушил свой брак с Таней, жестоко обидел воспитавшего его достойного человека – Егора Семеныча Песоцкого, сошёлся с женщиной, которая нужна ему была лишь как сиделка.
Жизнь выздоровевшего героя обрела обычные координаты: служба в университете, компилятивная работа, душевная пустота и скука. «Коврин теперь ясно сознавал, что он – посредственность, и охотно мирился с этим, так как, по его мнению, каждый человек должен быть доволен тем, что он есть».
Но лучшая часть его души, олицетворяемая Чёрным монахом, с этим согласиться не может. Она укоряет Коврина за то, что он, будучи избранником Божьим, струсил, вернулся на тропу обыденности и погубил свою жизнь, что он не должен жить так печально и скудно.
Герою радостно с этим соглашаться, но… тут-то жизнь его и закончилась. Кровь хлынула горлом. И вместе с ней оставили его все несбывшиеся мечты и невоплощённые планы.
Никого в этот смертный час не было рядом, и только Черный монах, его сладостная болезнь, утешал Коврина тем, что слабое его тело теперь уже не может быть оболочкой гения, что это лишь оно, утратив равновесие, умирает, а душа его бессмертна.
И вновь то были самые важные и нужные слова. Опять Коврин испытал почти забытое им, невыразимое, безграничное счастье.
Так что же это такое – Чёрный монах?
Безумие, которое слаще разума? Вдохновение, за которое всякая цена будет малой? Приглашение к риску, без которого и жизнь, и творчество - пресны и безвкусны?
Чёрный монах – это осознание той страшной, таинственной силы, что таится в человеке гениальном. Она рождает образы, заполняет мир новыми идеями, творит ту часть природы, что связана с воображением. А потому силлогизм Чёрного монаха логически безупречен: «Я существую в твоем воображении, а воображение твоё есть часть природы, значит, я существую и в природе».
Чёрный монах – это символ творческого мученичества и вечного скитальчества. Вот почему явлен он в чеховском рассказе в облике нищего странника, седого и босого, с бледным, страшно бледным, худым лицом.
Чёрный монах – это и мука, и страх, и блаженство творчества, отказ от которых для художника равнозначен духовной смерти.

 

Биографическая справка
Тяпугина (Леванина) Наталия Юрьевна – прозаик, литературовед,
литературный критик. Член Союза писателей России. Доктор
филологических наук, профессор.
Автор более двухсот научных, литературно-критических и
художественных работ. Публиковалась в журналах «Москва», «Октябрь»,
«Дон», «Волга», «Волга – XXI век», «Наш современник», «Литература в
школе», «Женский мир» (США); «Крещатик» (Германия – Украина),
альманахах «Саратов литературный», «Краснодар литературный»,
«Другой берег», «Мирвори» (Израиль), «Эдита» (Германия) и др.

Победитель конкурса «Росписатель» в номинации «Критика» в 2019 и
2021гг. за статьи: «Жизнь, длиною в песню»: О творчестве В.М. Шукшина
https://www.rospisatel.ru/tjatugina-shukshin.html. «Сергей Потехин – поэт,
отшельник, инопланетянин» https://www.rospisatel.ru/tjatugina-levanina-
potehin.html и «Горящая головня, летящая по ветру»: О поэзии Виктора
Лапшина https://www.rospisatel.ru/tjatugina-levanina-lapshin.html.

Опубликовано 13.07.22

Категория: